Не все дольщики одинаково безобидны. И это не художественное преувеличение, а констатация факта. О потребительском экстремизме в сфере недвижимости известно уже давно. Есть покупатели, которых хлебом не корми, но дай поскандалить по поводу и без. А еще лучше – намеренно вытрясти с застройщика побольше денег.
Поводом для объявления войны может послужить что угодно: начиная от срывов сроков сдачи объекта (причем, не обязательно по вине строительной компании) и заканчивая отказом принимать квартиру. Сначала пишутся бесконечные претензии, потом составляются обращения и иски, в итоге народ идет в суд.
Такие дольщики обычно прикрываются, как щитом, собственной принципиальностью и действующим законодательством (к слову сказать, наш «Закон о защите прав потребителей» считается одним из наиболее эффективных в мире!). Но на самом деле они руководствуются лишь собственной выгодой и совсем не думают о глобальных последствиях. А итог такой активности может быть весьма плачевным! Например, банкротство компании и недостроенные дома, с новыми обманутыми дольщиками.
Ведь, если срок сдачи объекта переносится, значит, у застройщика имеются какие-то проблемы. Но вместо того, чтобы их решать и скорее достраивать дом, компания вынуждена судиться с клиентами и выплачивать им компенсации.
Хорошо, если речь идет о двух-трех людях. Но если таких десятки или сотни? А в судебной практике были решения, когда «страдальцам» выплачивали сразу несколько миллионов рублей!
Вот тогда-то у компании остается лишь один выход – банкротство. Стройка встает, проект «замораживается», перспектива получения квартир дольщиками становится совсем призрачной. Все кругом страдают и нервничают, и лишь предприимчивые истцы счастливо потирают руки.
Конечно, речь не идет обо всех дольщиках. Большинство из них – добросовестные. Они отдают деньги, терпеливо ждут ключи, а затем, когда приходит время, радостно заселяются в свою квартиру. И именно они в итоге страдают больше всех от недобросовестных действий других.
А есть – буквально-таки террористы, делающие на приемке реальный бизнес, нарочно затягивая сроки и не подписывая акт, требуя компенсаций и возмещения морального вреда. Схема эта вполне уже сложившаяся и довольно эффективная. Покупатели делают все возможное, чтобы обнаружить в готовом доме серьезные недостатки (или представить их таковыми для суда) и доказать застройщику, что жить там ну никак нельзя!
Бывают и менее радикальные, но тоже недобросовестные действия: когда иногородние дольщики просто хотят сэкономить на содержании квартиры в ближайшие несколько месяцев до переезда – и вписывают в акт приема-передачи недочеты, которых нет.
Такие категории граждан вредны как для застройщиков, так и для страны в целом.
Потому что строительная отрасль — это локомотив экономики. Если он затормозит на полном ходу, никому мало не покажется. Действия потребителей-террористов легко могут привести компанию к банкротству. А что будет, если начать банкротить всех подряд ради личной выгоды? Такими темпами скоро не останется ни строителей, ни новых квартир. Да и личная выгода будет под большим вопросом.
Чтобы защитить застройщиков от ушлых граждан, Союз инженеров-сметчиков предложил следующее решение: предъявлять всем, кто настаивает на непригодности построенного дома для проживания, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Ведь есть, в конце концов, четкие технические и градостроительные регламенты, проектная декларация, определенные требования к проекту – и без соблюдения всех перечисленных условий получить такое разрешение попросту невозможно.
Сдать объект в эксплуатацию – это серьезная процедура, которая регулируется Градостроительным Кодеком. Просто так никто ничего не примет. Так что эта бумага – серьезный аргумент, к которому следует относиться с уважением и принимать его во внимание. Непригодный для жизни дом просто не получит разрешение на ввод.
Впрочем, нередко камнем преткновения становятся конкретные параметры жилья, прописанные в ДДУ. Если фактические характеристики им не соответствуют (например, в ДДУ указан ламинат, а по факту постелили линолеум)– всё. Это повод к серьезным разборкам между дольщиком и застройщиком.
Поэтому эксперты рекомендуют застройщикам указывать в ДДУ как можно больше параметров будущего жилья, чтобы свести к минимуму расхождения и превратные трактовки условий договора.
Тогда желающим заработать на приемке формально не к чему будет придраться, а строительные компании смогут спокойно продолжать свою работу.
Читайте также: И ни в чем себе не отказывайте: сколько денег получат обманутые дольщики Петербурга в качестве компенсации (вместо достройки своих домов)