Найти тему

Деревенский рок-н-ролл или Вудсток по-александровски.

( Публикация -Царскосельская Газета, 4 Июля 1995 г, # 74 (8346)

С этой исторической статьи практически началась музыкальная журналистика нового формата

В субботу вечером, 24 Июня, в разгар праздника города на территории, прилегающей к Дому культуры пос. Александровская, наблюдалось необычное скопление народа. Прослышав о готовящемся рок-концерте, медленно, но верно группы разношерстного люда сбивались в веселую тусовку, постепенно оккупировавшую уютные поляны под раскидистыми кронами, полукругом окружавшие залитую асфальтом и солнечным светом площадку. Одной стороной площадка упиралась в глухую стену здания ДК – необычного сооружения, напоминающего огромную баню, выполненную в смешанном стиле декаденстско-модернистского соцарта. Тут же была сооружена небольшая сцена для музыкантов, по краям которой уже высились две пирамиды динамиков, время от времени возвещавших о том, что приближается час “X”. Это настраивали звук те музыканты, которые должны были выступать самыми первыми. Они, казалось, не обращали никакого внимания на сновавших взад и вперед любопытствующих, равно как и на представителей mass-media, включая телеоператоров с пушкинского кабельного Ти-Ви. Тем временем на солнечных полянах уже раскинулся целый бивуак, то тут, то там мелькали знакомые лица представителей молодежного царскосельского “бомонда”, гости из Питера, среди которых промелькнули фигуры двух весьма экзотического вида негров (у которых я впоследствии взял интервью и которые приняли меня вначале за переодетого агента КГБ). Отдельным лагерем расположились наши американские друзья – Фред Мандель, Тони Олсон и участвующий в рок-сейшене Ройс Андерсон с семьей; их строгие костюмы и галстуки вносили живой диссонанс в общий настрой игрового “пофигизма” и свидетельствовали о недавнем посещении какого-то официального мероприятия. Пиво и другие напитки уже лились рекой, особенно усердствовала группа забавных молодых людей во главе с супервеселым худощавым парнем, похожим на пирата из детской сказки. Помимо пирата, который, как впоследствии выяснилось, оказался знаменитым Стасом, лидером “Ужаслонастого Барбулятора”, тон всей компании задавала также шустрая девица, то и дело совершавшая босиком на траве движения, похожие одновременно на гопак и на танец живота. Самую же экзотическую часть тусовки составляла александровская “ботва”, отдельные представители которой уже успели изрядно накваситься до начала концерта. Собственно, сам по себе концерт ни в коей мере не нарушил их обычный субботний график приема напитков и, скорее, явил собой приятную неожиданность или, другими словами, бесплатную халяву. “Ботва” передвигалась по всей площадке перед сценой по весьма замысловатой траектории подобно кораблям в океане, потерявшим рулевое управление, и по счастливо-отрешенным лицам было видно, что даже если рок-концерт по каким-либо причинам не состоится (например, в результате теракта взорвут пульт у звукорежиссера Саши с местного радио)- для них “своя дискотека” будет идти полным ходом.

    Между тем, по прошествии некоторого времени рубилово началось.

       Первыми на сцену вышли ряд пушкинских команд, включая “Гекльберри Финн” и “Битли”. Наследники Марка Твена заметно лажали – чувствовалось, что молодых рокеров по неопытности хватила сценическая кондрашка. Желая загладить неблагоприятное впечатление, гитарист группы публично покаялся в микрофон. “Мы просим извинения, мы немного пьяные”, и снисходительная публика простила. Немного раскачавшись, рок-действо начало набирать обороты, и на сцену вышел Ройс Андерсон с группой “Плантация”, что придало происходящему совершенно новый импульс и, соответственно, выразилось в более активных действиях Фанов, столпившихся перед сценой. Подойдя к Тони Олсону, я высказал мысль, что все происходящее напоминает мне легендарный фестиваль в Вудстоке, только лишь местного масштаба:”Могли бы вы себе представить такое, Тони, когда три года назад приехали первый раз в Россию, что американец из Вустера будет выступать в рок-концерте под открытым небом, исполняя американские блюзы вместе с русскими музыкантами?”- поинтересовался я. “Конечно, нет, - последовал решительный ответ. -  Но это и в самом деле почти Вудсток”. (Первый Вудстокский фестиваль, как известно, стал своего рода кульминацией движения хиппи и новых левых в Америке и собрал ведущих рок-музыкантов мира). Ройсу я задал вопрос, как он за столь короткий срок умудрился отрепетировать новую программу с русскими музыкантами. “Блюз- это состояние души, и если музыкант способен это прочувствовать, ему уже ничего не нужно объяснять”. Но прежде чем прийти к этому составу, мы перепробовали ряд музыкантов”,- ответил Ройс, после чего вся американская тусовка в срочном порядке ретировалась на очередное мероприятие.

    На сцене тем временем творилось нечто невообразимое. За дело принялись “Ужаслонастые Барбуляторы”, устроившие настоящий рок-н-ролльный хэппенинг, в котором тон задавал пират-арлекин Стас и веселая босоногая дива по имени Ольга. Музыку группы можно было бы определить условно, как своего рода рок-н-ролльное кабаре – настолько это было необычно, свежо и прикольно. Музыканты очень тонко и умело прикалывались на сцене, что органичным образом вписывалось в стилистику группы. Разумеется, мы не могли оставить подобное выступление без последствий и вместе с коллегой из пушкинского радио взяли у главных “приколистов” вечера интервью:

- Стас, насколько нам известно, ты- руководитель группы?

- Довольно относительно, поскольку музыка, которую приношу я или любой другой член команды, проходит через мозги всех участников и так перерождается, что ее потом трудно узнать автору, и мне лично это нравится: получается своего рода демократия в группе.

- “Ужаслонастый Барбулятор’ – это Барбулятор, который очень ужасный и очень слонастый?

-  Ну, разумеется, поскольку Барбуляторов других не бывает, разве что на быстрых нейтронах.

- А кто из вас самый слонастый?

- Это трудно сказать, у нас само название значит намного больше, и его трудно расчленять в отношении к отдельным членам группы.

-  Кому же все-таки принадлежит идея названия группы, ведь в названии сказано все?

-   Во-первых, автору Винни-Пуха, во-вторых, мировой истории и анекдотам нашей Родины.

-  Ну, а насчет Родины, какое вы к ней имеете отношение?

-  Вообще-то Родину я не очень люблю, потому что она меня не любит. У меня Родины вообще быть не может, я – космополит, я как бы крещеный еврей, занимающийся негритянской музыкой, изгой в трех расах одновременно, у меня Родина – это то место, где я смогу заработать себе на жизнь своим делом.

-  Но неужто, кроме нашего отечества, тебе негде заработать?

-  Меня из него пока не выпускают, точнее, я должен вывезти всех, а у всех пока проблемы, ну ничего, пусть меня выгонят… Нет, я ни в коем случае не хочу, чтобы про меня сказали, как Ахматова сказала о Бродском, когда его выгоняли:”Какую хорошую поэтическую биографию он себе делает”.

-  Ребята, а как давно вы играете вместе и каковы ваши творческие планы?

Один из членов группы:- Наша цель – захватить весь мир, а потом треть его уничтожить.

Стас: - Ну, красных будут убивать в первую очередь…

    Сойдясь на том, что в конце концов останутся одни синие, которым будут бесплатно раздавать портвейн, мы поблагодарили ребят за интересное интервью.

   Вслед за “Барбуляторами” жару подбросили скромные парни из “Чуфела-Марзуфела”, выдавшие, как и было обещано, ядерный рок-н-ролл в духе “The Who” и “Rolling Stones” без лишних приколов. К этому моменту толпа уже была, что называется, готова к тому, чтобы с головой погрузиться в дурманящую нирвану рок-н-ролльного экстаза. Наиболее активные члены тусовки уже давным-давно не стояли на месте, организовав импровизированную дискотеку и подавая пример остальным. Кое-кому даже перепадало по паре-тройке боттлов пива из числа выделенных заводом им. Степана Разина для разогрева участников концерта.

    Безусловно, апогеем концерта стало выступление группы “Близнецы” совместно с Александром Ляпиным, знаменитым питерским супергитаристом. Это выступление привнесло дополнительный кайф в общий настрой всех присутствующих и в очередной раз подтвердило известную истину о том, что Александру Ляпину нельзя давать в руки гитару: либо он засадирует инструмент до такой степени, что гитара не выдержит и аннигилируется, либо, наоборот, первым сдастся Ляпин и будет уничтожен собственной гитарой, либо Ляпин вместе с гитарой уничтожит всех собравшихся Фанов, или, наконец, сами фаны соберутся и уничтожат Ляпина вместе с гитарой. И все это потому лишь, что не может Саша, начав рубить, просто так остановить этот процесс – здесь все должно идти по нарастающей и конца в принципе быть не может, иначе какой же ты, к ядренее фене, истинный рокер?

    Заключительная часть концерта проходила как наступление мощного рок-цунами, составленного из постоянно разбухающего сгустка драйвовых ритмов и создаваемого, в первую очередь, ритм-секцией в составе Дениса Красикова (бас), смотревшегося в тот вечер особенно шикарно в своих крутых черных очках, а также Валеры Бирюкова (ударные): с обнаженным торсом и с черной повязкой на голове тот осатанело держал ритм, и, казалось, никакая в мире сила не сможет заставить его сбиться с раз заданного стука хотя бы на мгновение – признак настоящего профессионала барабанов. Наокнец Александр Ляпин, под занавес, как и ожидалось, впал в состояние длительного запила, из которого выйти ему было чрезвычайно трудно – на сей раз его поддержал ударник Валера, что означало – “Туши свет!”- эти ребята могли бы канать до утра без всякой публики. Вот уже и Денис сломался и покинул сцену (под конец он был настолько вымотан, что едва держался на ногах: ведь именно на него, как на представителя Пушкинского молодежного центра, легла основная работа по организации тусовки) и сцена превратилась в полигон для оттяга двух рок-медитаторов.

   Вся остальная массовка тем временем стояла на ушах, лихо отплясывая и балдея, кто-то допивал остатки напитков. Конечно же, основной колорит празднику придавала местная публика, убедительно доказавшая что Питер и Царское Село – это здорово, но все же истинные фаны живут в поселке Александровская. У многих из них наблюдалось отсутствие передних зубов, то тут, то там мелькали бутылки водки в крепких руках и устраивались танцы на битом стекле. Под конец люди могли выходить на сцену и кричать в микрофон от избытка чувств, словом, это был воистину народный джем, которого ни в какой загранице не увидишь. Уже по окончании концерта я подошел к одному экзотическому дедку в резиновых сапогах и поинтересовался, как ему понравилось мероприятие. Дедок назвался князем Владимиром и сказал, что это было очень круто, и вообще он обожает рок-сейшены. Стоявшие поблизости местные ребята, назвавшиеся Джоном и Николаем, включились в разговор и выразили пожелание, чтобы таких концертов было больше (хотя мы сами больше любим “техно”). Концерт уже завершился и музыкантов из Питера увез в город автобус, но местная публика и не думала расходиться – дискотека продолжалась далеко за полночь.

    Поспешив в Запасной дворец, где всю ночь продолжался Кукартовский шабаш, чтобы успеть словить дополнительный кайф, я был жестоко разочарован. Проведя один час внутри здания, я быстро заскучал от шизоидно-параноидального сюрреалистического винегрета, составленного из огромных черных надутых резиновых клеток-презервативов, людей в восточных масках, затеявших шаманские игры, в которых участвовали странные чуваки с пистолетами, из трахнутых пыльным мешком тромбонистов и прораба ночного спектакля (“Дон Жуан”), который активно мозгоблудствовал под звуки джаза, куря хабарик. Во всем этом ощущалась жуткая искусственность и полное отсутствие народного духа. Вспомнив славных Александровских парней, отплясывающих рок с боттлами в руках, я подумал: “Нет, ребята, страшно далеки вы от народа, народ ваше искусство не поймет и не примет, а по сему – можете сами изголяться и шизовать, сколько душе угодно, пока не надоест. Народу же нужен настоящий рок, поэтому- даешь новый пригородный блюз.

Серж Исаков