Оговорю сразу и на все последующие годовые списки. Это десять очень хороших фильмов, но я не пишу "лучших". Списки, в названии которых фигурирует это качественное прилагательное сразу пытаются оспорить. А зачем спорить? Я пишу о хороших, значимых или, как минимум очень заметных фильмах. А лучшие определяйте сами.
1. «Битва»/The Battle, США (реж. Дэвид Уорк Гриффит)
Короткий метр выдающегося художника мирового кино Дэвида Уорка Гриффита. Киноведы отмечают много общего между этой короткометражкой и первой частью "Рождения нации".
2. «Галлюцинации барона Мюнхгаузена»/Les Aventures de baron de Munchhausen, Франция (реж. Жорж Мельес)
Десять с небольшим минут весёлой киновыдумки
3. «Макс — жертва хинина»/Max victime du quinquina, Франция (реж. Макс Линдер)
Несравненный и обожаемый мной Макс Линдер в одной из лучших своих работ.
4. «Телеграфистка из Лоундейла» /The Lonedale Operator, США (реж. Дэвид Уорк Гриффит)
Ещё одна короткометражка Гриффита. Семнадцатиминутный фильм о приключениях телеграфистки, которую похищают бандиты и спасает жених. В фильме Гриффит использует три плана: средний, американский (по колено) и первый - для показа деталей.
5. «Анна Каренина», реж. Андрэ Мэтр
Фильм не сохранился, к сожалению. Первая экранизация романа Льва Николаевича Толстого!
6. «Евгений Онегин», реж. Василий Гончаров
Сцены из оперы Петра Ильича Чайковского. Фильм этот сохранился без оригинальный надписей.
7. «Запорожская сечь», реж. Даниил Сахненко
На Украине считается первым национальным игровым фильмом. Увы, тоже не сохранился.
8. «На бойком месте», реж. Пётр Чардынин
Фильм по пьесе Александра Николаевича Островского
9. «Оборона Севастополя», реж. Василий Гончаров и Александр Ханжонков
Конечно, "Оборона Севастополя" - один из важнейших фильмов отечественной кинематографии. Это первая российская полнометражная постановка, однако сохранился только сокращённый стоминутный монтаж. В фильме заняты замечательные актёры Иван Мозжухин, Андрей Громов, Арсений Бибиков. Использованы документальные съёмки.
10. «Роман с контрабасом», реж. Кай Ганзен
Вероятно, первая интерпретация произведений Антона Павловича Чехова на экране. Журнал "Сине-фоно" писал: "Прекрасно разыгранная лента отличается ещё поразительно чистой и сочной фотографией и красотой мест, в которых происходит действие".