Найти тему

89. Навыки счастья (Soft Skills). Достижение долгосрочных целей (Продолжение).

Данный метанавык крайне востребован, так как именно он необходим для получения того, к чему стремится большинство, – финансового благополучия и достойного положения в иерархии, как, впрочем, и всех других сложных и значимых целей, которые мы договорились называть проектами. Известно множество способов повышения жизненной результативности, на эту тему написано множество книг. Арсенал методов развития навыков достижения долгосрочных целей богат и разнообразен. Это техники планирования, повышения мотивации, формирование намерения, само-менеджмента, борьбы с ленью и прокрастинацией, активизация воли, формирование «потока», вплоть до различных магических техник – самовнушения, визуализации, управления подсознанием и пр. Существует огромное количество как общих тренингов по достижению целей и реализации проектов, так и частных, посвященных конкретным аспектам – построению карьеры, финансовому благополучию, планированию и множество других. Конкретные техники достижения целей мы рассмотрим в свое время более подробно, а пока перед нами стоит задача диагностики достаточности уровня развития этого метанавыка. Сегодня упомянем только 2 важнейших принципа развития этого метанавыка. Прежде всего, это наш основополагающий принцип Игры, который так же можно применить и в реализации проектов. Любой проект не должен становиться тяжелой обязанностью, он должен строится как Игра. И второй – «ясность» целей и задач реализуемого проекта. Проект должен иметь понятную адекватную цель, быть достаточно хорошо формально определен, и иметь конкретные очертания и границы, не вступать в противоречие с другими вашими проектами, жизненными планами и установками. То есть цели проекта должны быть хорошо отрефлексированы. Но вернемся к оценке достаточности владения этим навыком.

Как и всегда, для субъективной сиюминутной оценки достаточности развития метанавыка, мы пользуемся тестом, доступным по ссылке. Для более объективной оценки стоит рассмотреть соответствие уровня развития метанавыка вашему текущему уровню развития.

Как и для любого навыка 3 уровня (реализация проектов — это навык 3 уровня на линии развития интеллекта реализации – Р3) его формирование становится актуальным только при прохождении третьего кризиса развития – для закрепления на уровне необходимости. На более ранних этапах развития реализация проектов просто не возможна – на первых двух этапах даже участие в проекте в качестве рабочей силы просто невозможно, не говоря уж о реализации каких-либо собственных проектов. На третьем уровне – подавления, личностных качеств хватает лишь на участие в чужих проектах в качестве вспомогательного ресурса. Это может быть выполнение отдельных поручений и работ, но организация и реализация собственного проекта на этом уровне невозможна. Метанавык Р3 актуализируется при переходе на уровень необходимости. Далее развитие этого навыка от уровня к уровню связано с возможностью реализовать все более трудоёмкие и ресурсоемкие проекты, требующие больше времени, финансовых и людских ресурсов, а также необходимости большего творческого вклада и авторства.

На 4м уровне развития (необходимости) должна быть сформирована способность организовать собственные проекты. Например – получение образования, покупка или ремонт квартиры и другой собственности, переезд на другое место жительства, устройство на работу или организация небольшого бизнеса. Однако, проекты этого уровня диктуются внешними обстоятельствами: необходимостью соответствовать требуемым стандартам выживания, социальным окружением, требованиям близких. В общем, это такие проекты, которые просто необходимо реализовать, чтобы быть «нормальным человеком», быть не хуже других.

Другое дело проекты 5го уровня (интерес). На этом уровне формируется потребность и способность реализовывать различные социальные инициативы. На этом уровне основным стремлением личности является освоение различных новых пространств приложения энергии и организации различных форматов общения. Это могут быть, например, проекты, связанные с путешествиями, организация различных творческих групп, активное формирование волонтерских, социальных, экологических инициатив. Если не всегда в качестве лидера, то непременно активного участника, проявляющего инициативу. Типичными становятся личные проекты, связанные с различными способами развития – получение высшего (нетривиального) образования, научная деятельность, различные формы самообразования. Типичным на данном этапе развития является активное участие в формировании различных бизнесов. В общем, проекты данного уровня развития часто бывают не долгосрочными и не результативными, но характеризуются выраженной попыткой разнообразить жизнь, найти себя и сформировать подобающее социальное окружение.

Совсем другое дело проекты 6го уровня развития (интеграции). Эти проекты можно кратко охарактеризовать как нетривиальные проекты «имени конкретной личности» – это прежде всего авторские, творческие проекты, которые непосредственно связаны с конкретным человеком и не мыслимы без его лидерства. Это всегда, в той или иной степени, бизнес-проект. То есть либо бизнес в чистом виде, либо проект, ориентированный не на получение прибыли, но на достижение конкретного социально, научно или творчески значимого результата. Такие проекты требуют вовлечения различных ресурсов и, в первую очередь, определенного количества соратников, сотрудников и единомышленников, которые поддерживают и способствуют реализации проекта. Вокруг проекта формируется уникальное информационное пространство – «эгрегор[1]» соответствующего проекта.

Проекты 7 уровня (смысла) – это глобальные проекты, ориентированные на долгосрочные эффекты улучшения жизни большой социальной группы или человечества в целом. Это могут быть прорывные научные исследования, проекты по фундаментальному преобразованию общества, формированию духовных общностей. В общем, проекты, которые с одной стороны требуют вовлечения колоссальных ресурсов, а с другой стороны способные реализовать «смысл жизни» конкретного человека – лидера проекта. Последствия таких проектов переживают не только самого человека, но зачастую и память о конкретном его инициаторе.

Про проекты, реализуемые теми, кто достиг высшей, 8й стадии развития, мы можем только фантазировать. Боюсь, что мы, простые смертные, даже не можем представить масштаба и долгосрочных последствий такого рода «проектов».

Как и любой метанавык, метанавык Р3 можно охарактеризовать с условно мужской и женской стороны. К условно мужской (волевой) ипостаси этого навыка относятся: способность просчитать ресурсы, организовать процесс во времени, способность мобилизации воли для выполнения конкретной задачи и доведения дела до конца (получить результат по каждой задаче и полностью завершить проект).

А к женской – творчество в подходах к реализации проекта, умение поддерживать энтузиазм и веру в возможность его реализации, подчеркивать и фиксировать успех, организовывать внешнюю поддержку проекта, умение балансировать напряжение и расслабление в процессе, использовать магические и чудесные техники.

На этом мы пока закончим обсуждение этого навыка. Ну а для тех, кто хочет помочь нам в нашем проекте, можете протестировать задания «Школы счастья», они тут.

Гриша Сотников. 15.08.2019.

[1] Здесь и далее слово эгрегор мы употребляем не в «эзотерическом» смысле, а именно как наличие определенно информационного и ресурсного (людского, финансового) организованного окружения вокруг определенной идеи или проекта