Найти тему
Наука на Урале

«Екатеринбург — один из немногих региональных центров, где процветает "широкая" математика»

Оглавление

Зампроректора УрФУ Алексей Иванов — об особенностях НЦМУ «Уральский математический центр»

Уральский федеральный университет (УрФУ, Екатеринбург) совместно с партнерскими вузами и академическими институтами готовится к федеральному конкурсу на создание Научных центров мирового уровня (НЦМУ), в том числе Уральского математического центра. О конкурентных преимуществах, структуре и задачах будущего математического центра — в интервью зампроректора по науке, доктора физико-математических наук, профессора Алексея Иванова.

Алексей Иванов — доктор физико-математических наук, профессор Уральского федерального университета, зампроректора по науке, завкафедрой теоретической и математической физики, главный научный сотрудник лаборатории математического моделирования физико-химических процессов в многофазных сферах. Фото: Александра Хлопотова
Алексей Иванов — доктор физико-математических наук, профессор Уральского федерального университета, зампроректора по науке, завкафедрой теоретической и математической физики, главный научный сотрудник лаборатории математического моделирования физико-химических процессов в многофазных сферах. Фото: Александра Хлопотова

— Алексей Олегович, за бюджетные средства на создание и развитие НЦМУ будут конкурировать несколько ведущих российских вузов. Каковы преимущества Уральского федерального университета?

— По имеющимся в нашем распоряжении экспертным оценкам, положение УрФУ в международных рейтингах университетов по областям знаний, так называемым subjects, математика — единственная область, в которой научные показатели Уральского федерального университета (это в первую очередь количество публикаций в международных журналах из баз Scopus и Web of Science и количество цитирований этих публикаций) превышают среднемировые.

Подчеркну, что в данном случае имеется в виду «широкая» математика, то есть не только «чистая» фундаментальная математика, но и, например, математическая физика, теоретическая информатика, разработки алгоритмов для обеспечения работы поисковых систем, математическое моделирование, которое применяется во всех сферах — психологической, социальной, экономической, в любой отрасли науки, промышленности, во всем, что поддается математической обработке, моделированию и прогнозированию.

«Фундаментальность» деятельности НЦМУ заключается в том, что он не выполняет функций внедрения результатов исследований в патентах и в производстве. Однако преимущество нашей заявки на создание Научного центра мирового уровня заключается еще и в том, что у нас, прежде всего в лице базовой организации НЦМУ — Институт математики и механики им. Н. Н. Красовского Уральского отделения Российской академии наук (ИММ УрО РАН) — давно и полностью выстроена цепочка от фундаментальной науки к прикладной, вплоть до реального сектора экономики.

Статус Института математики и механики в российском научном сообществе — еще одно важное преимущество. Региональные институты, подобные ИММ, есть только в новосибирском Академгородке. Достаточно сказать, что Юрий Осипов, больше 20 лет возглавлявший Российскую академию наук, был воспитанником нашего прославленного математика академика Николая Николаевича Красовского, долгое время работал в Институте математики и механики и возглавлял его. При этом 90 % сотрудников ИММ — выпускники нашего, университетского математического факультета. Все руководители Института по совместительству — сотрудники УрФУ.

Одним словом, Екатеринбург — это непреложный факт — один из немногих региональных центров, где десятилетиями действует кузница математических кадров, где исторически сложился симбиоз вузовской и академической науки и процветает «широкая» математика.

Вероятно, при условии, что в перечень «широкой» математики в нормативной документации по НЦМУ будет добавлена и механика, в состав Уральского математического центра войдет и Институт машиноведения УрО РАН. Кроме того, при обсуждении структуры НЦМУ возникла идея распространить его деятельность на территорию Большого Урала, подключить наших партнеров — Челябинский и Удмуртский государственные университеты, ведь и Челябинск, и Ижевск относятся к Уральскому отделению РАН. Участие этих вузов, безусловно, повысит эффективность, результативность НЦМУ.

— Предполагается, что на создание и работу Научного центра мирового уровня «Уральский математический центр» в 2019-2024 годах федеральное правительство выделит 1,2 миллиарда рублей. Куда будут вложены эти средства?

— Первое — это зарплаты сотрудников. Второе — их мобильность. Определение «мирового уровня» предполагает включенность в глобальную научную повестку. А быть «вовлеченным в глобальную повестку», сидя в Екатеринбурге, посредством удаленной связи — не получится, нужно ездить, участвовать в международных конференциях, конгрессах, непосредственно общаться с мировой научной элитой.

И, в свою очередь, проводить такие же форумы у себя, а это стоит немалых средств. У меня есть опыт организации и проведения крупной международной конференции, в 2016 году мы принимали полторы сотни гостей, половина из них — иностранцы. Конференция обошлась почти в 5 миллионов рублей. Зато мы привезли в Екатеринбург два десятка представителей ведущей мировой профессуры.

Кстати, затраты на привлечение крупных ученых к руководству Уральского математического центра — отдельная, причем обязательная, строка расходов.

Одна из задач НЦМУ — привлечение молодежи. Это означает, что ее надо целенаправленно подготовить, то есть запускать образовательные программы повышенной сложности, привлекать наилучшую профессуру, лучших специалистов из Академии наук, отправлять молодых ученых на стажировки за рубеж. А по возвращении — обеспечивать их достойными условиями жизни: зарплатами, жильем. Все это — немалые средства.

Кроме того, сотрудникам НЦМУ потребуется стабильный доступ к постоянно обновляющейся базе современной научной литературы. Это тоже потребует солидных вливаний, в качестве подтверждения: подписка на электронные базы данных обходится УрФУ в несколько десятков миллионов рублей в год.

Наконец, в рамках Уральского математического центра планируется создать в общей сложности 7-8 лабораторий, в зависимости от количества участников. Непосредственно в УрФУ появятся две, 4-5 — в Институте математики и механики УрО РАН. И по одной — в Челябинске и Ижевске. Это не означает, что мы будем создавать исследовательскую базу «с нуля». Потому что, если мы начнем «с нуля», к нам не поедет ни один уважаемый зарубежный ученый. Необходимо развивать уже имеющиеся мощности. Так, в случае ИММ речь идет о дооснащении вычислительного комплекса.

Так что 1,2 миллиарда рублей полностью себя оправдают.

— Это — бюджетные средства. Предполагается ли возможность софинансирования?

— В правительственных нормативных документах об НЦМУ есть упоминание о софинасировании. Под этим подразумеваются договоры с хозяйствующими субъектами, предполагающие внедренческую компоненту. Просматриваются варианты платной подготовки студентов, грантового финансирования исследований.

— Алексей Олегович, вы упомянули о задаче привлекать к деятельности НЦМУ крупных зарубежных ученых. Напряженные отношения России с Западом не помеха?

— Скорее сказывается влияние зарубежной прессы, пропаганды, настроенной против нас. А также плохое представление иностранцев о России. Они знают Москву, Санкт-Петербург, продвинутые что-то слышали о Новосибирске. Но когда мы говорим им, что живем на границе Европы и Азии… Европа — это им понятно, Азия — тоже, но как выглядит граница, они не представляют. А когда прилетают, испытывают настоящий шок, с первых же минут. Для них откровение, что Екатеринбург — это полтора миллиона жителей, аэропорт, соответствующий высочайшим международным стандартам, самый высокий небоскреб в России, не считая столиц.

Зарубежные стереотипы восприятия России поменять довольно сложно, поэтому Президент и Председатель федерального правительства, считаю, выдвигают здравую идею — больше сотрудничать не с иностранцами, а с нашими учеными, работающими за границей. Может, такой ученый, уехавший за рубеж в 90-х, спасаясь от отсутствия работы и безденежья, и не переедет обратно со всей семьей, но привезет сюда свои компетенции, знания, воспитает учеников, создаст научную школу.

Российская наука отличается от европейской и американской именно наличием мощных научных школ. Зарубежные ученые вынужденно мобильны, так как по правилам, принятым там, нельзя долгое время работать на одном месте. Приходится регулярно менять место работы, мотаться по всему миру и, значит, менять тематику научных исследований и в исследованиях «прыгать по верхушкам». Поэтому зарубежные профессоры с грустью признаются: у нас никакой научной школы не построишь, вырастил прекрасного ученика — а его заставляют уехать.

У нас другие традиции, другие расстояния, мобильность ниже, зато «оседлость» дает возможность воспитывать поколения ученых, выращивать научные школы. Конкретно у нас, на математическом направлении, одновременно, друг с другом работают представители трех поколений ученых. Недавно моя ученица защитила докторскую диссертацию, при этом сама воспитала четырех кандидатов наук, они — мои научные «внуки».

Единственное, что, бывает, мешает успеху российских научных коллективов — их замкнутость на самих себе, закапсулированность. Но если коллектив открыт для внешнего общения, мобилен и включен в мировую науку — из него вырастает могучий организм, «баобаб».

— Как вы оцениваете готовность университета к предстоящему конкурсу на создание и запуск НЦМУ?

— Составлены описания лабораторий, проведены переговоры с потенциальными участниками консорциума, с конкретными фигурами мирового уровня, в том числе из-за рубежа (относительно нашей лаборатории — это наш коллега, уже много лет работающий в университете Манчестера, одном из ведущих университетов мира). Есть представление о тематиках научных исследований, о программе действий на ближайшие годы. Понятна генеральная цель — мировое академическое признание России математическим центром.

— То есть Научно-образовательные центры мирового уровня — это еще и способ выйти из «капсулы»?

— В изрядной степени — да. Математика действительно та область, в которой Россия всегда была «впереди планеты всей», наряду с США и Францией, и осталась таковой в плане базового образования. Но сегодня нас догоняют Китай, Индия, и нам необходимо и предстоит вложить серьезные ресурсы, раскрыться, проявить себя, подтвердить и застолбить лидирующие позиции.

УрФУ — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020 году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.