Новый аэропорт Стамбула открылся в начале апреля 2019, хотя его строительство окончательно завершится через восемь лет. Он рассчитан на 90 миллионов пассажиров, но после всех доработок сможет принять в два с половиной раза больше людей. Главный терминал комплекса является крупнейшим в мире. Здесь расположены магазины, рестораны, различные салоны, а также базируется ведущая авиакомпания Турции – Turkish Airlines.
Возведение воздушной гавани с самого начала поддерживал президент государства Эрдоган. Для страны это, прежде всего шанс стать глобальным авиационным центром. Ведь аналогичное сооружение «Ататюрк» уже стало слишком маленьким и переполненным.
Подготовка к созданию объекта началась давно. Пока что это крупнейшая частная инвестиция в истории Турции. Однако в четырнадцатом году суд решил приостановить данные работы. Перерыв был связан с отсутствием соответствующих экспертных заключений, подготовка которых заняла почти двенадцать месяцев. Но потом все пошло по плану. Над проектом трудились 366 конструкторских бюро.
Теперь старый аэропорт обслуживает только деловые и грузовые рейсы. Власти страны хотят в дальнейшем снести его и разбить на этом месте огромный городской сад для прогулок, один из самых больших в мире, похожий на лондонский Гайд – парк.
Чувство пустоты в новом терминале еще присутствует. Огромное авиатранспортное предприятие имеет площадь 1.4 миллиона квадратных метров, он располагает семью входами, один из которых предназначен только для бизнес – класса. Здесь подготовлено 3.1 млн. кв. м парковочных мест и две независимые дополнительные взлетно-посадочные полосы.
Аэропорт Стамбула является самодостаточным организмом. На его площадях разместились магазины отечественных и иностранных брендов с беспошлинной торговлей, а также множество ресторанов. Не забыла администрация комплекса о специализированной больнице.
Путешественники могут воспользоваться услугами бизнес – залов. На данный момент запущены одно национальное и два международных помещения. Планируется в конце года открыть еще пару автосалонов.
Местная компания Lounge Business использует громадные площади (5.6 тысяч м) и способна принять сразу 765 человек. Перед полетом пассажиры могут отдохнуть в частных апартаментах с душевыми кабинами. Во время ожидания людям не грех воспользоваться кафе и попробовать гастрономические способности поваров, которые отлично готовят блюда национальной кухни. Нельзя не отметить места для развлечений. Особенно взрослым понравится симулятор гольфа, массажный салон, а детям – игровая площадка.
Hotel Istanbul Airport имеет 174 номера. Комнаты доступны только для туристов, ожидающих зарубежных рейсов. В интересах приезжих есть специальные предложения авиа корпорации Turkish Airlines. При перерыве не менее девяти часов для бизнес – групп или пол суток для категорий эконом, люди могут скоротать ожидание в четырех и пятизвездочной гостинице, соответствующей рангу билета.
Новый стамбульский аэропорт Гранд (IGA) получит дополнительный терминал в 2027 году, размером 200 тыс. /м, еще шесть полос для взлета и посадки воздушных судов и восемь грузовых порталов.
Город находится от международной гавани на расстоянии тридцати пяти километров. Несмотря на обещания чиновников, скоростной транспорт до центра населенного пункта не был реализован. Здесь ездит общественный перевозчик New Airport Transit Bus. Время в пути составляет от 30 до 90 минут, в зависимости от пункта назначения.
Автобусы отправляются в среднем каждые 10 минут. Однако необходимо помнить, что в Стамбуле с 14 миллионным населением существуют постоянные пробки и в нем легко заблудиться.
На данный момент аэропорт Стамбула не имеет ветки метро. Предполагается построить три станции для скоростных железнодорожных составов. Запуск линии М11 запланирован на следующий год, после этого поездка до центра мегаполиса сократится почти вдвое. Ветка дойдет до станции Gayrettepe, где ее соединят с путями, которые приведут туристов к знаменитой площади Таксим.
Скоростная электричка (2021 – 2022 гг.) тоже обеспечит доставку людей к аэровокзалу Сабиха Гекчен. Сейчас быстро добраться до новых воздушных ворот Турции лучше на автомобиле или такси.
Многие эксперты разочарованы экономической составляющей грандиозного сооружения. Большинство международных перевозчиков все еще используют терминалы Turkish Airlines и никакие убеждения пока не помогают изменить их мнение. Да и приток внешних инвестиций на данный момент не приходится ждать. Новый аэропорт Стамбула обойдется турецкому государству в 26 миллиардов долларов США и каждая задержка в реализации проекта не принесет никакой выгоды правительству и простым гражданам.
Продолжение в следующей статье ;)