Найти тему
Спортивный накал

УАЗ-469 и его испытания

В начале 70-х годов Ульяновский автомобильный завод специализировался на выпуске автомобиля ГАЗ-69. Однако автомобиль этот начинал изготавливаться в 1946 году, сразу после войны, и к 70-му году уже значительно устарел, заводу была нужна новая модель, которая успешно заняла место старой модели на конвейере в 1972 году и стала по-настоящему хитом российского бездорожья.

Фото из журнала "За Рулем"
Фото из журнала "За Рулем"

К моменту начала испытаний 469-го на конвейере, помимо ГАЗ-69, успешно выпускалась 452-я модель - не менее знаменитая "буханка".

469-й начинал проектироваться еще в 50-е годы, в 1965 году изображения нового автомобиля встречались в прессе, но до серийного выпуска было еще далеко.

Параллельно с конструированием автобуса велись испытания новых узлов. Например, коробка передач поступила в испытательный цех в момент, когда опытный образец автомобиля еще не был собран. Испытывалась коробка передач на стендах с моделированием предельных и критических режимов эксплуатации.

После изготовления опытного образца уже начинались ходовые испытания. Это сейчас все испытания являются типовыми и никого не удивят, а в то время автопром делал первые серьезные шаги и многое приходилось придумывать инженерам с нуля.

-2

Например, для испытаний на опрокидывание сбоку к машине были прикреплены кронштейны с колесиками. Они позволяли сохранить машину целой для дальнейших испытаний и при этом позволяли зафиксировать критическую скорость, при которой машина начинала валиться на бок. На отечественных автомобилях этот способ применялся впервые и уже потом нашел массовое применение и за пределами Ульяновского автозавода.

После испытаний на полигоне начались ходовые испытания, в ходе которых автомобиль испытывался в горах Кавказа и Памира, в условиях с дефицитом кислорода.

Для спецмодификаций автомобилей были и специспытания: 469-й с одним ведущим мостом проходил ходовые испытания в Москве, а 452-й для эксплуатации в условиях холодного климата два месяца эксплуатировался в Якутске.

-3

Примерно по такой же схеме испытывались все автомобили в Советском Союзе. Надо отметить и факт открытости: опытные автомобили на месте номерного знака с гордостью возили табличку «проба» или «испытания». Это уже намного позже опытные автомобили стали красить в камуфляжные цвета, чтобы рябило в глазах и было трудно понять не только какому бренду принадлежит разработка, но и кому она на смену придет в производстве.

... Одним из ведущих испытателей УАЗа был Валентин Рябушкин, первым испытывавший автомобиль на опрокидывание. Он стал и одним из героев заводской легенды: в 1959 году на испытаниях под Астраханью он забыл поставить автомобиль на ручник и тот скатился в воду. «Так УАЗ превратился в амфибию».

Авто
5,66 млн интересуются