Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

"Как спасти паровоз?" Алексей Вульфов об уникальном курьерском паровозе серии С 68 - «Русский Прери»

Оглавление

Стремительный силуэт курьерского поезда, мчащийся под паровозом серии С, который имел характерный и запоминающийся конусообразный передок на дымовой коробке, словно запущенная ракета - стал одним из символов технического прогресса для людей того времени. Его называли "Русский Прери".

«Русский Прери» — курьерский паровоз серии С. Фото 1910 г.
«Русский Прери» — курьерский паровоз серии С. Фото 1910 г.
"Русский Прери" - это паровоз мощностью в 1200 лошадиных сил, способный развивать скорость до 115 км/ч с рабочим давлением пара в котле 13 кгс/см²

Паровозы серии С проходили участок Петербург — Луга протяженностью 138 км с поездом «Норд-Экспресс» всего за 1 час 50 минут. Это были какие-то невероятные, просто фантастические по тем временам начала ХХ века показатели! Люди специально, целыми семьями даже, к нужному времени приходили на станцию, чтобы посмотреть на проход курьерского поезда.

Огромный диаметр движущих колёс паровоза серии С просто поражал и будоражит людей и сегодня - 1830 мм, это выше человека среднего роста. Фото: Виктор Казарин
Огромный диаметр движущих колёс паровоза серии С просто поражал и будоражит людей и сегодня - 1830 мм, это выше человека среднего роста. Фото: Виктор Казарин

Интересный факт и немного об истории паровозах серии С

Курьерские паровозы (прим. так раньше называли пассажирские паровозы, работающие со скорыми поездами) серии С выпускали четыре паровозостроительных завода (Сормовский, Невский, Луганский и Харьковский) на протяжении девяти лет с 1910 по 1919 год. Всего было построено немногим менее 700 таких скоростных машин.

Сегодня в Санкт-Петербурге в "Музее железных дорог России" на Балтийском вокзале стоит самый уникальный в России музейный раритет истории транспорта: единственный сохранившийся экземпляр «Русского Прери» — курьерского паровоза серии С 68.

Курьерский паровоз серии С 68 типа 1-3-1 в составе экспозиции в "Музее железных дорог России", С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Виктор Казарин
Курьерский паровоз серии С 68 типа 1-3-1 в составе экспозиции в "Музее железных дорог России", С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Виктор Казарин

"На первом паровозе серии С настройку свистка на нижегородском Сормовском заводе (по имени которого паровозу и присвоена буква серии), осуществлял регент нижегородского кафедрального собора. Трехтоновые свистки давали уже не ноту, а созвучие, чаще всего красивый, певучий аккорд сакраментального настроения. Это был необычайно яркий голос своего времени".
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"

Паровоз С 68 был построен Невским судостроительным и механическим заводом в 1913 году под заводским номером 2289 для Николаевской железной дороги, но направлен для работы на Северные железные дороги. Впоследствии работал на Ленинградской и Октябрьской железных дорогах. В 1960 году передан из парка Октябрьской жд одному из Московских заводов железобетонных изделий, где использовался в качестве котельной установки, при этом с него были демонтированы движущий и парораспределительный механизмы.

Фото: Виктор Казарин
Фото: Виктор Казарин

В 1970-х годах паровоз был обнаружен группой энтузиастов-любителей железных дорог, в числе которых был тогда ещё совсем молодой небезызвестный Алексей Борисович Вульфов - писатель, историк, музыкант, литератор, автор книг "Повседневная жизнь российских железных дорог" и "История железных дорог Российской Империи".

Алексей Борисович Вульфов - главный в нашей стране любитель железных дорог. В настоящее время он является председателем ВОЛЖД - Всероссийского общества любителей железных дорог. Фото: Виктор Казарин
Алексей Борисович Вульфов - главный в нашей стране любитель железных дорог. В настоящее время он является председателем ВОЛЖД - Всероссийского общества любителей железных дорог. Фото: Виктор Казарин

Паровоз был идентифицирован как С 68. Начались попытки сберечь и восстановить найденный раритет, являвшийся на тот момент последним сохранившимся паровозом этой серии.

Легенда о паровозе, который провёл поезд с первым советским правительством во главе с В.И. Лениным

Поскольку уникальность паровоза, заключающаяся в том, что остался всего один паровоз этой серии, не являлась решающим аргументом для чиновников, то паровозу умышленно было подобрана "революционная" биография: якобы именно он 11 марта 1918 года вёз из Твери до Москвы советское правительство во главе с В.И. Лениным, эвакуировавшееся из Петрограда. В связи с этим машину стали выдавать за паровоз совсем под другим номером - С 245.

Курьерский паровоз серии С под номером 245, построенный заводом "Сормово" в 1915 году для Николаевской железной дороги
Курьерский паровоз серии С под номером 245, построенный заводом "Сормово" в 1915 году для Николаевской железной дороги

В 1982 году МПС (Министерство Путей сообщения) предписало в итоге восстановить этот паровоз, что и было сделано в 1982-1983 годах локомотивным депо Ховрино Октябрьской железной дороги (Москва). В ходе ремонта к паровозу был прицеплен тендер от паровоза Щ 4006, поскольку оригинальный тендер от С-ки не сохранился.

Пассажирский паровоз серии С 68 с четырехосным тендером типа Путиловского завода грузового паровоза Щ 4006. Фото: Виктор Казарин
Пассажирский паровоз серии С 68 с четырехосным тендером типа Путиловского завода грузового паровоза Щ 4006. Фото: Виктор Казарин

В депо Ховрино восстановленный паровоз простоял до 1991 года, после чего он был перемещён в один из павильонов испытательного кольца ВНИИЖТ на станции Щербинка. А в 1992 году после косметического ремонта его с успехом продемонстрировали в Щербинке на выставке приуроченной ко Дню железнодорожника.

Фото: Виктор Казарин
Фото: Виктор Казарин

В 1997 году паровоз был передан с испытательного кольца в Щербинке в С.Петербург в Музей на Варшавском вокзале. При создании в 2001 году новой экспозиции паровозу было возвращено его историческое обозначение - С 68.

Паровоз серии С 68. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии С 68. Фото: Алексей Алексеев

Однако путь, проделанный энтузиастами по спасению этого паровоза, оказался очень тернист и нелёгок. Чего только стоило найти оригинальные чертежи сормовского завода. Обо всём этом предлагаю Вам самим далее обязательно посмотреть интересный рассказ Алексея Вульфова, который принимал лично непосредственное участие в судьбе паровоза С 68.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!