Найти тему
машина

«Средства механической тяги»: гусеничные тягачи и тракторы в Красной Армии (1941-1945)

СТЗ-5 и два прицепа П3В
СТЗ-5 и два прицепа П3В

Как известно, до начала Великой Отечественной войны производство полноприводных грузовых автомобилей в СССР развернуть не успели, а имевшиеся в войсках полугусеничные грузовики с фрикционным зацеплением гусениц с трудом таскали сами себя. По этой причине в качестве буксировщиков тяжелых артиллерийских систем, как и любых других прицепов в условиях полного бездорожья, приходилось использовать главным образом специальные гусеничные тягачи и даже обычные тракторы – как изначально имевшиеся в распоряжении Красной Армии, так и дополнительно мобилизованные в первые месяцы войны из народного хозяйства. В этом материале мы собрали все подобные гусеничные машины советского производства. Американским гусеничным тягачам и тракторам, поступавшим к нам по ленд-лизу, можно будет посвятить отдельный пост – о необходимости этого, традиционно, просим высказаться в комментариях.

-2

Быстроходный артиллерийский тягач «Комсомолец» с 2-местной бронированной кабиной, вооруженной пулеметом. Выпускался с 1937 года в Горьком на ГАЗ им. Молотова и в Москве на Заводе № 37 им. Орджоникидзе. Позади кабины имел закрытую платформу на 500 кг боеприпасов, которая могла трансформироваться в лавки для размещения артиллерийского расчета (6 человек). Двигатель модели ММ-6002 (4 цилиндра; 3,28 л; 50 л.с.) и 4-ступенчатая коробка передач – практически такие же, как на легковой «эмке», 2-ступенчатый демультипликатор – от ГАЗ-ААА. Масса прицепа – до 2 т. Собственный вес – 3,46 т. Средний расход топлива – 0,6 л/км по шоссе и 0,8 л/км на грунтовках. Запас топлива – 118 л. Максимальная скорость – 47,5 км/ч. Выпускался до июля 1941 года, общий тираж – 7780 экз.

-3

Сельскохозяйственный трактор СХТЗ-НАТИ, он же СТЗ-3, выпускался с 1937 года на Сталинградском и Харьковском тракторных заводах. С 1942 года, после эвакуации харьковского предприятия, стал выпускаться на Алтайском тракторном заводе. Оснащен полузакрытой 1-местной кабиной. Двигатель – карбюраторный 1МА (4 цилиндра; 7,46 л; 52 л.с.). Трансмиссия – 4-ступенчатая. Масса прицепа – до 4,5 т. Собственный вес – 5,1 т. Средний расход топлива – 2,9 л/км по шоссе и 3,7 л/км на грунтовках. Запас топлива – 170 литров для керосина и 9 литров с бензином для запуска. Максимальная скорость – 8 км/ч. Наличие в РККА на 1 января 1941 года – 9073 шт. Поставки в РККА за 1941 год – 2036 шт.

-4

Транспортный трактор СТЗ-5 Сталинградского тракторного завода выпускался в 1937-1942 гг. на базе СТЗ-3. Имел закрытую кабину на 2 человек и бортовую платформу грузоподъемностью 1,5 т, оснащенную лавками на 8 человек. Комплектовался лебедкой-кабестаном с тяговым усилием 4 т. Двигатель – как у трактора СТЗ-3, но коробка передач – уже 5-ступенчатая, поэтому и максимальная скорость выше: 20,9 км/ч. Масса прицепа – 4,5 т. Собственный вес – 6 т. Средний расход топлива – 1,1 л/км по шоссе и 1,5 л/км на грунтовках. Запас топлива – 148 литров для керосина и 14 литров с бензином для запуска. Наличие в РККА на 1 января 1941 года – 4121 шт.

-5

Быстроходный артиллерийский тягач Я-12 выпускался на Ярославском автозаводе с 1943 года. Оснащен закрытой 2-местной кабиной и бортовой платформой грузоподъемностью 2 тонны с лавками на 8 человек. Двигатель – американский Detroit Diesel 4-71 (4 цилиндра; 4,64 л; 110 л.с.). Трансмиссия – 5-ступенчатая. Масса прицепа – до 8 т. Собственный вес – 6,5 т. Средний расход топлива – 1,03 л/км по шоссе и 1,3 л/км на грунтовках. Запас топлива – 350 л. Максимальная скорость – 37 км/ч. До мая 1945 года в РККА поступило около 1600 тягачей Я-12.

-6

Гусеничный трактор «Коммунар» З-90 с полузакрытой 1-местной кабиной выпускался в 1924-1935 гг. на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. Двигатель – карбюраторный (4 цилиндра; 12,7 л; 90 л.с.). Магнето – фирмы Bosch. Трансмиссия – 3-ступенчатая. Масса прицепа – до 8 т. Собственный вес – 8,5 т. Средний расход топлива – 1,74 л/км по шоссе и 2,92 л/км на грунтовках. Запас топлива – 380 л. Максимальная скорость – 15,2 км/ч. Наличие в РККА на 1 января 1941 года – 1488 шт.

-7

Сельскохозяйственный трактор С-60 «Сталинец» выпускался на Челябинском тракторном заводе в 1933-1937 гг. Оснащен открытой 2-местной кабиной. Двигатель – карбюраторный С-60 (4 цилиндра; 18,4 л; 60 л.с.). Трансмиссия – 3-ступенчатая. Масса прицепа – до 10 т. Собственный вес – 10 т. Средний расход топлива – 4,3 л/км по шоссе и 6,2 л/км на грунтовках. Запас топлива – 390 литров лигроина и 16 литров бензина для запуска. Максимальная скорость – 6,9 км/ч. Наличие в РККА на 1 января 1941 года – 5559 шт.

-8
-9

Сельскохозяйственный трактор С-65 «Сталинец» выпускался на Челябинском тракторном заводе в 1937-1941 гг. В гражданском варианте (на первом фото) оснащен открытой кабиной на 2 человек, в армейском варианте – закрытой кабиной (на втором фото). Двигатель – дизель ДМ-17 (4 цилиндра; 13,52 л; 65 л.с.). Трансмиссия – 3-ступенчатая. Масса прицепа – до 10 т. Собственный вес – 11,2 т. Средний расход топлива – 2,8 л/км по шоссе и 3,4 л/км на грунтовках. Запас топлива – 300 л. Максимальная скорость – 6,9 км/ч. Наличие в РККА на 1 января 1941 года – 10 630 шт., поставки в РККА за 1941 год – 4795 шт.

-10

Транспортный трактор С-2 «Сталинец» с закрытой 2-местной кабиной и бортовой платформой грузоподъемностью 1,5 т, оснащенной лавками на 8 человек. Выпускался Челябинским тракторным заводом в 1938-1942 гг. на базе трактора С-65. Оснащен лебедкой с тяговым усилием 10 т. Двигатель – МТ-17, форсированный вариант дизеля от трактора С-65 (4 цилиндра; 15,5 л; 105 л.с.). Трансмиссия – 4-ступенчатая. Масса прицепа – до 10 т. Собственный вес – 12 т. Средний расход топлива – 1,4 л/км по шоссе и 1,7 л/км на грунтовках. Запас топлива – 230 л. Максимальная скорость – 23,7 км/ч. Поставки в РККА – 1161 шт.

-11

Артиллерийский быстроходный тягач «Коминтерн» с закрытой 2-местной кабиной и бортовой платформой грузоподъемностью 2 т, оснащенной лавками на 12 человек. Выпускался в 1934-1940 гг. на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. Оснащен лебедкой с тяговым усилием 10 т. Двигатель – карбюраторный КИН (4 цилиндра; 15,09 л; 130 л.с.). Трансмиссия – 5-ступенчатая. Подвеска – свечная. Масса прицепа – до 14 т. Собственный вес – 10,5 т. Средний расход топлива – 2,5 л/км по шоссе и 3,5 л/км на грунтовках. Запас топлива – 378 л. Максимальная скорость – 29,6 км/ч. Наличие в РККА в 1941 году – 1581 шт., поставки в РККА за 1941 год – 88 шт.

-12

Быстроходный артиллерийский тягач «Ворошиловец» выпускался в 1939-1941 гг. на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. Имел закрытую 3-местную кабину и бортовую платформу грузоподъемностью 3 т, оснащенную лавками на 16 человек. Оснащен лебедкой с тяговым усилием 10 т. Двигатель – танковый дизель В-2В (12 цилиндров; 38,8 л; 375 л.с.). Трансмиссия – 8-ступенчатая. Масса прицепа – до 22 т. Собственный вес – 15,5 т. Средний расход топлива – 2,3 л/км по шоссе и 2,7 л/км на грунтовках. Запас топлива – 560 л. Максимальная скорость – 35,8 км/ч. Наличие в РККА на 1 января 1941 года – 470 шт., поставки в РККА за 1941 год – 706 шт.

Продолжение про американские гусеничные тягачи и тракторы, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу, смотрите ЗДЕСЬ!