У многих народов Дагестана, в фольклоре сохранилось немало мифологических рассказов, связанных с образом домашней змеи. Хотя истоки этих представлений очень древние, все же фольклорный материал, дошедший до наших дней несет в себе отпечаток представлений далеких предков, видевших в змее символ благополучия и плодородия.
Для рутульцев белая змея представлялась хранительницей домашнего очага. Чтобы умилостивить её, хозяева клали хлеб, намазанный маслом, или ставили блюдце с молоком. Особо почитаемой была змея с золотыми рогами. По преданию, увидевшему змею с золотыми рогами, нужно накинуть на нее красный платок, и тогда рога отпадут. А если их хранить дома, они приносили удачу и достаток.
У предков лакцев, человек, увидевший змею с золотыми рогами «кини», станет счастливым. Уход же из дома «кини» влечет несчастье.
Цахурам этот образ был известен как «мулкьна хоча», в их рассказах змея живет в отверстиях стен дома. Ее обитание обеспечивало зажиточность.
Наличие в даргинском доме змеи «мулкла чич1ала» тоже считалось хорошим обычаем. По другим верованиям, ее называли «хъабагЬ» (хозяин) и считали, что, если ее убить, то обязательно умрет хозяин дома. Когда змея издавала звуки, хозяйка клала для нее толокно, замешанное на воде.
По поверьям гидатлинцев белая змея обитала в кладовой. Каждый раз, когда хозяйка заходила туда за мукой, она три раза стучала по дереву ложкой, чтобы змея сползала с мешка. Только потом набирала муку. Аналогичный сюжет бытует и у аварцев селения Мачада. Но здесь, в отличие от предыдущего рассказа, за бузой в помещение, как правило, ходит только один и тот же человек. В противном случае змея исчезает, и вместе с ней пропадает благосостояние всего рода.
В лезгинских рассказах, увидевшему змею запрещалось говорить об этом во избежание неприятностей.
Таким образом, в мифологическом образе змеи в трансформированном виде воплотились представления народа о покровительнице дома, на которой держится изобилие и достаток семьи.