Найти тему
Russian autotravels

7 дней по белому (полная версия)

Очередная волна на асфальте. Машину качнуло, УАЗ согласно «кивнул» передком и через мгновение привычно подпрыгнул задней осью. Из-за поворота, сияя неоновыми бликами, выплыл сюрреалистический в темно-синей тьме оазис заправки. В салон ворвался ветер, принеся запахи вечерней дороги – пыль, многоцветье трав, горячий асфальт. И, точно следом, втекая в открытое окно, вернулись воспоминания об одной правильной неделе этого лета - 7-дневном броске на Север.

Маршрут, который мы выбрали, не отличался сложностью и носил познавательно-разведывательный характер, что называется, «для будущих времен», поскольку северное направление до сей поры ограничивалось в нашей практике карело-кольскими бросками. Задача – «вырваться из будней», посмотреть качество дорог и «направлений», оценить инфраструктуру, уточнить будущие маршруты и зацепить, хотя бы «поверху» - всё туристически интересное, что можно успеть в условиях крайне ограниченного времени. При этом сразу было решено, что ехать «до упора» не будем, получаем удовольствие от «процесса», деньги не швыряем, но и экономить на цивилизованном ночлеге, по возможности, не станем. Формат «костер-палатка» не предусматривался изначально, хотя, на всякий случай, как обычно, были готовы ко всему. Внедорожные «подвиги» не планировались, но отчасти прогнозировались, учитывая обманчивые северные дороги. Итак, время – июль 2017, экипаж – трое взрослых (ребенок вполне мог бы поехать), техника – «Патриот»-2015 на бензине, в комплектации «Limited», цель – «Архангельск+», на все про все – неделя.

День перед стартом – знает всякий, кто ходил «на броски» - хлопотный и суматошный. В суете сборов, проверки матчасти и выполнения накопившихся именно к данному дню неотложных дел он пролетает незаметно. Оказался тот день пятницей, был ознаменован грандиозным ливнем и столь же впечатляющими пробками в Нижнем Новгороде – точке нашего старта. Уложив, наконец, пожитки (их было не так много, хотя для УАЗа и много не проблема; кроме того, есть базовый набор обязательных вещей, который лишь незначительно варьируется из года в год, будучи закреплен списком – всем советую), вконец вымокнув, поужинали и разбрелись спать. Старт был намечен на 4.30 утра.

Выехали, конечно, с получасовым опозданием (как показывает практика, это – допустимый, и, увы, - почти неизбежный гандикап, который затем придется у себя отыгрывать; больше – плохо). Выбрались из бесконечного города, и давай не спеша, раскатываясь, преодолевать веселые населенные пункты на Ивановском направлении. «Погост» сменялся «Могильцами», наконец, после заволжской развязки, дело пошло повеселее. Пройдя насквозь Иваново (удовольствие среднее), остановились в 15 километрах от города на придорожной поляне – завтракать и ждать вторую машину, которая должна была присоединиться к нам в пути.

Здесь еще раз подтвердилась мудрость «лучшее – враг хорошего». Вместо обычной пластиковой канистры с технической (в бачок залить, руки сполоснуть) водой на сей раз приобрели дорожный рукомойник с шаровым краном – «удобно, цивилизованно, есть, куда мыло положить». Полочка под мыло, в самом деле, предусмотрена. Но к первой же остановке выяснилось, что апгрейд не сработал – проверенная дома система дала позорную течь, каковая (вроде и воды внутри было немного) промочила все, включая толстую сумку на колесиках и коробку с маслом-инструментами. Виновник торжества, сохранивший остатки жидкости, был извлечен и тут же (в соответствии с инструкцией) повешен на сосне.

Это оказался единственный раз, когда руки мылись «с полочкой». Зато багажник пришлось сушить весь, включая резиновое корыто и ворс под ним. Это стоило нам полутора часов задержки, зато позавтракали не спеша; первый утренний завтрак в пути – всегда особый. Тут же возникли подозрения, что вторая машина к нам вряд ли присоединится (выехали поздно, заехали в магазин -!?). Решили пока идти сами. В итоге так и прошли в одиночку весь маршрут. У каждого в пути свои приоритеты. И мы, убедившись, что сильно мокрое сделалось влажноватым, отправились дальше.

Ярославль прошли ходом, «всего» 15 минут потратив на известную всем транзитчикам «левую стрелку» под 90 градусов. В этом славном городе приходилось бывать не раз, а километраж на первый день предусмотрен немалый, потому побежали дальше – прямо до Вологды. Там планировалась остановка для небольшого отдыха (все-таки уже 600 км за спиной) и осмотра Спасо-Прилуцкого монастыря. Найти его несложно, если знать, где искать. Для нас он оказался по пути (прямо на выезде из Вологды), но, на всякий случай, для гарантии шли по координатам. Вот они, заезжайте, монастырь 1371 года того стоит (N59*15’43”; E39*53’23”).

-2
-3
Вологда. Спасо-Прилуцкий монастырь.
Вологда. Спасо-Прилуцкий монастырь.

Прогулявшись там, где царят особые (опять-таки – есть с чем сравнивать) спокойствие и тишина, и окончательно поняв, что у второго экипажа собственный график, мы перекусили за пределами древних стен (из своих запасов; можно было трапезничать и на территории продуктами из монастырской лавки, да дождь начинал накрапывать) и отправились еще на 270 километров вперед, в город Вельск, сочтя его самой удобной точкой для ночлега.

Здесь – несколько замечаний по ходу. Во-первых, Вельск действительно удобен с путевой точки зрения. Во-вторых, суточный пробег в 870 км стал самым длинным за весь переход. Дался он нам не слишком сложно: дороги неплохи (за исключением неприятных участков в Ивановской области), остановки осмысленны, экипаж (водитель один) весел. В-третьих, до Вельска по брендовым заправкам нет проблем (преобладает «Лукойл», есть «Газпромнефть»). А вот дальше рекомендую заправиться под пробку (прямо на въезде в Вельск) – иначе есть риск долго искать не то что известный бренд, а просто нечто, сочащееся бензином. Я рискнул не заправляться после Вологды, пропустил пару маленьких неизвестных точек, но (это же УАЗ!) вскоре об этом пожалел. Более чем через 200 километров нашлась «Роснефть» (далее до Архангельска встречается наравне с «Лукойлом», а вот «Газпром» пропадает). С собой была резервная канистра, воспользоваться не пришлось, но пару раз был к этому близок. Так что «езда на лампочке», мало того, что не полезна сама по себе, вообще дело для Севера рискованное (даже на федеральных трассах). В- четвертых: готовясь к броску, не полагайтесь всецело на интернет в плане поиска ночлега. Множество сайтов пестрят предложениями, как правило, предполагающими заметные траты на жилье. Мы никогда не планируем заранее конкретный отель – почти всегда на месте возникают более интересные варианты. Конечно, каждый привык к своему уровню комфорта. Но лично мне в ситуации перевалочного ночлега нужны душ, розетка и кровать. Мы без предрассудков стояли в гостинице «Спортивная» (ул.1 Мая, 51) с парковкой под окном. И пусть удобства располагались на этаже, зато там было чисто, бойлер работал как часы, персонал оказался приветлив и предупредителен (с матрацами на кроватях – хуже). Брикеты для сумки-холодильника (есть такая полезная штука с разъемами и на 12, и на 220) нам заморозили, магазины и короткий путь на набережную реки Ваги указали. За все – по 400 рублей с носа! Добыв из анналов старую дорожную фляжку, чуть-чуть выпили под хороший ужин в номере (подъедали домашние запасы; здесь пригодилась еще одна опция – малая индукционная плита – дамы рекомендуют) и легли спать под шум начинающегося дождика. Дождь тащили потом за собой всю дорогу, то накрываясь им, как капюшоном от солнца, то сбрасывая прочь с запыленной уазовской кормы.

-5

Ночью проявились ощутимые признаки Севера – настоящая, привычная жителям средней полосы темнота так и не пришла.

-6

Утро встретило дождем. Пока спустился посмотреть машину – сильным, дальше, – почти незаметным. По соседству с нашим «Патрикеем» стояли 3 заряженных аппарата, в том числе – уазовского племени.

Разговорились с хозяевами – ребята идут в зону Онежского заповедника. Впрочем, в Костромской области рычаг уже оставили – есть там засадное место прямо на трассе, на границе с Нижегородской губернией – многокилометровый позор для всех, кто за это отвечает.

Как вы, коллеги? Что дошли – не сомневаюсь. Если читаете – привет вам из 52 региона! Удачи во всем!

Пожелав друг другу счастливого пути, тронулись. По дороге удостоверились, что наша вторая машина на дистанции, но в своем ритме, и побежали дальше. Едва не высохнув, дотянули до «Роснефти», где взяли горячего кофе в жестяных (как под пиво) банках. Завтракали на трассе (особо и негде больше): мы - холодной курятиной, комары-вампиры – нами. В результате доедали в машине – терпение кончилось, а аппетит – нет.

-7

Предполагая от Вельска суточный пробег чуть более 500 километров (как выяснилось – очень приличных по качеству полотна, ближе к Архангельску активно идут дорожные работы), решили не спешить, заехав на родину Ломоносова – в Холмогоры, поворот на которые находится в 80 км от областного центра (есть «Лукойл»).

До деревеньки домчали враз, по пути замечая старые храмы. Спешили – боялись не успеть на паром, уходящий, по уточненному в Сети расписанию, в 13.30. Навигатор уверенно показал правый поворот – и дорога кончилась. Еще метров триста сильно битого асфальта, а дальше – песок да камушки с форсированием широких ручьев, в принципе, проходимых и для обычных легковушек. И вот перед нами во всем великолепии - Северная Двина (трасса М8 проложена вдоль нее, начиная с Брин-Наволока, но любоваться рекой по дороге мешает лес, при желании надо съезжать, благо возможность есть почти в каждом населенном пункте ближе к Архангельску). Изменчивое северное солнце надумало ненадолго выбраться из облаков, залила реку золотом. Пока любовались – кино кончилось, светило спряталось, как по команде поднялся ветерок. К слову, за весь путь мы ни разу не замерзли, хотя ветровки держали недалеко.

-8

Вокруг раскинулся привольный песчаный пляж, который два аборигена использовали по прямому назначению – купались то есть (мы рискнули только умыться). В ста пятидесяти метрах от берега на каменистой насыпи томился в ожидании переправы небольшой вэн с местными номерами. Вскоре подтянулось еще несколько машин. Время шло, но ничто не предвещало близкой переправы. Тут УАЗ решил утереть нос гражданским «пузотеркам». Плавно покинув насыпь, он перебрался на неохваченный пляжем участок и величественно (с подключенным передком) поплыл по речному песочку в направлении реки – на разведку. Завидев это эффектное перемещение, купающиеся выбрались на берег и заспешили навстречу. Общение со старожилами прояснило обстановку: переправа в этом месте оказалась…зимней!

- А что паром? Ведь расписание есть…

- А парома тута с весны не видали! – бодро рассказали местные, по -северному характерно завышая интонацию в конце фраз (есть сведения, что назавтра паром все же пришел).

"Паромная переправа"
"Паромная переправа"

Получив еще несколько ценных (кроме шуток) советов касательно Архангельска и его окружения, мы сделали круг почета по пустынному пляжу и повезли добытую информацию в очередь – почти сплошь 29 региона. Пара машин развернулась с нами: не стали терять время, да и вылезать через ручьи в компании с УАЗом спокойней. Еще двое загадочно остались ждать – может, что-то знали. Вывод: Сеть дает информацию, но она в России – только повод для начала разговора. Проверить функционирование переправы можно лишь на месте. Пусть вам повезет увидеть домик, где родился светоч отечественной науки, да еще реставрируемый, по слухам, старый храм. Мы же ограничились более пристальным осмотром пары красивых соборов в селах на возврате к трассе, и двинулись к северу.

-10
Холмогоры
Холмогоры

На въезде в Архангельск нам снова салютует дождь, за пеленой которого едва успеваем на оживленной развязке сфотографировать знаменитый архангельский корабль, плывущий над дорогой навстречу проезжающим. На фоне относительной неудачи в Холмогорах принимаем решение сначала обустроиться, а затем совершить первую пробную вылазку в город. Выбранная через планшет гостиница «Вага» наотрез отказалась находиться на обновленных навигационных гаджетах. Дождь усилился, перешел в проливной, а мы, переехав мост через Двину, делаем круг за кругом по небольшому пятачку вокруг местной АЗС. Тогда прибегаю к проверенному способу: встаю рядом с таксистами. Пока вышел, быстро переобулся из сандалий в резиновые сапоги (в УАЗе вожу с собой, знаете ли) и добежал по глубоким лужам до «Логана» с шашечками, вымок насквозь. Еще минута ушла на изумление таксиста, который все пытался объяснить мне, где здесь гостиница на самом деле. В итоге выяснилось, что открылась наша избранница недавно, про нее еще мало кто знает. Были найдены ориентиры, выключен назойливый навигатор, и через 5 минут мы причалили (потоки воды кругом!) к нужному зданию. Уютный трехместный номер с удобствами и плазмой, в 10 минутах от речного вокзала обошелся нам в 1800 рублей (самое дорогое жилье за пробег!). В нем, развесив вещи сушиться и пообедав, мы готовы были остаться и до завтра, но, увы – бронь. По крайней мере, имелось время для решения этого вопроса, и, оставив верного «Патрика» отдыхать под гостиничными камерами (парковка бесплатно), мы, радуясь, что дождь перестал, двинулись на пеший вечерний моцион.

За годы путешествий понял: есть города, которые открываются мгновенно, очаровывают, берут в плен изяществом архитектуры, тайнами происхождения, причудливым сочетанием природного ландшафта и культурной « надстройки», да просто особой непередаваемой аурой. «Город, где живут архангелы» (БГ), открывался постепенно, слой за слоем, отбрасывая внешнее и выявляя суть. Так часто бывает с северными поселениями, чуждыми агрессивной навязчивости раскрученных южных курортов. А здесь случилось что-то иное, и поначалу Архангельск несколько разочаровал. Нет, все атрибуты северного города-порта с отходящим от причала под марш «Прощание славянки» столетним «колесником» «Гоголь», сама магия имени – все при нем. Но мешанина (даже в старом центре) двухэтажных особняков позапрошлого века и помпезных зданий сталинской эпохи, да с кичливыми вкраплениями современной архитектуры, спрятанная синим забором набережная Северной Двины, видневшаяся сквозь стеклобетон новостроек – все это озадачивало и смущало. Ощущение «город-пазл» сопровождалось регулярным «дежа вю»: мы постоянно, - сначала из озорства, а затем все более направлено, - стали подмечать явные «цитаты», приводившие на память совсем иную географию. Допустим, что порт «Архангельск» связан путами типового проекта (хотя бы с аналогичным зданием в Нижнем Новгороде). Но стоящий здесь же роскошный храм почему-то напомнил собор «На крови» в Екатеринбурге. Причудливая архитектурная эклектика, парки, скверы, повороты улиц – все вызывало острый эффект «узнавания», аналога из совсем других мест. Постепенно это стало восприниматься не как недостаток, а, скорее, как особенность города, в котором вдруг начинаешь чувствовать себя «своим». В довершение всего Архангельск буквально утопал в сирени, запах которой, причудливо микстуясь с ароматами медоносов, плыл над городом, сдуваемый свежим дыханием большой Реки.

Архангельск. Сирень. Июль 2017.
Архангельск. Сирень. Июль 2017.

Конечно, мы понимали, что портовый город открыт всем ветрам и влияниям, знали, что долгое время Архангельск не имел плана генеральной застройки. Но рефлексии были оставлены назавтра, первое впечатление ведь почти всегда – эмоциональное. Впитав коктейли ароматов и приобретя кое-то по мелочи к завтраку, мы вернулись в гостиницу. И ночь была белой.

Утро третьего дня строили специфически. Наш «Патриот» доехал до планового ТО, сделать которое решили на месте. Скажу попутно, что дилер на столь большое пространство один (ближайший, кажется – в Петрозаводске и в Вологде), и качество обслуживания – средненькое. А жаль! Архангельская область – без преувеличения, «край патроводов». Так или иначе, добравшись по убитой дороге к дилеру, мы препоручили машину его заботам, а сами на такси отправились в центр – прямо к «нулевой версте» города (красивая рифма не только для столиц: аналогичный по типу, весьма остроумный памятник расположен в уральском городе Кунгуре).

Нулевой километр
Нулевой километр

Далее мы – мимо монументального Ильича, выполненного с очевидным национальным колоритом (наша фотоколлекция памятников Ленину из разных городов страны пикантна и поучительна) и памятника покорителям Севера удачно забрели в местный ТИЦ. Удивительные леди центра профессионально и заинтересованно включились в работу с первыми посетителями, и через полчаса мы были (бесплатно!) вооружены атласами, картами, планами памятных мест, графиками работы всех музеев города и области, а также недорогим ночлегом в самом центре. Хочу еще раз сказать спасибо сотрудникам данного офиса, и в их лице – всем жителям северных широт, к которым в разные годы мы обращались с расспросами и просьбами. Ответом всегда было искреннее внимание, ненарочитое стремление помочь, вежливость и нужная конкретика. Особое отношение людей Севера к памяти предков, к своей земле, к павшим за нее, да просто к другим людям мы наблюдали на протяжении нескольких пробегов и закрепили для себя в качестве важной гуманитарной характеристики.

Заботливость и внимание работников ТИЦ оказали волшебное воздействие: город раскрылся! Пошли замечательные музеи (по десятку экспозиций – от древних деревянных икон до очень профессиональной живописи современных архангельских мастеров), из тумана Северной Двины возник памятник Петру, и знаменитый мыс Пур-Наволок, где был основан Архангельск. Наступила гармония: памятник Северным конвоям неконфликтно сочетался с куполами прибрежных храмов, стоящий на набережной с биноклем лицом к реке монумент Капитанам дополнялся памятником Юнгам, каменные Петр и Феврония оказались органичными в антураже флюгеров, флагштоков и мачт. Совершенно пронзительная история связана с памятником тюленям, которые в голодные годы выходили на берега кормить погибающих жителей. И неспешно фланировал под самым северным в мире подъемным мостом самый старый в России действующий колесный пароход, и с Двины тянуло близким морем, и чайки парили в струях ветра – не нагло и суетливо, а графически выверено, секторами расчерчивая облака и не обращая внимания на людей.

-14
Архангельск
Архангельск

Прогулка по набережной завершилась красиво: пока дамы увлеченно познавали северные народные промыслы, я наткнулся на «АЛВИЗ» - виноводочный завод, расположенный на площадях аналогичного дореволюционного предприятия. К охраняемым корпусам примыкал магазинчик, где, ознакомившись с ассортиментом готовой продукции, я застрял надолго. Хорошие акции и качественное обслуживание привели к серьезным финансовым тратам и разнообразным приобретениям, часть которых была употреблена в пути, а часть благополучно доехала, украшая багажное отделение. Пообедав в первом попавшемся кафе (красивый вид, вкусная еда, большие порции), вернулись к дилеру.

ТО прошло не без нюансов, и мы решили подвергнуть «Патрик» ресурсным испытаниям. То есть прыгнули в машину (вещи из гостиницы забрали еще утром) и прямо от дилера поехали в Малые Корелы (пишется именно так!) – крупнейший в России парк-памятник деревянного зодчества. Понятно, что прибыли мы туда не рано и успели только пробежаться (часа за два). Говорить о подобных достопримечательностях бессмысленно: это красиво, если вы любите такие вещи. Избы всех калибров, свезенные из многих районов деревянные церкви без единого гвоздя, удивительно грациозные ветряные мельницы – и все это в антураже девственного леса с укромными тропками и утиными заводями… Впрочем, есть мнение, что тот, кто видел один подобный музей – видел их все. Вкус и цвет, как известно, понятия субъективные. Нам понравилось.

-16
Малые Корелы
Малые Корелы

Покидая Корелы (нас гнало не время, а полчища комаров, скрывающихся в любой кружевной тени и набрасывающихся, как только спадет ветерок), мы встретили ребят, на мотоциклах пробивающихся в Кенозерье. А они – с «родными» номерами! Особое чувство – за полторы тысячи верст повстречать земляков. Привет вам, ребята, и доброй дороги без мокрого суглинка!

Свои)
Свои)

Мы же устремились навстречу продолжению этого бесконечного дня. Сначала дамы осознали, что много наиважнейшего забыли приобрести в Архангельске, куда мы и вернулись. Затем, уже вечером (светло!), решили совершить еще один небольшой переход, благо с ночлегом все было решено, и отправились к Белому морю – в Северодвинск.

Заправившись на въезде в город, разведали обстановку в плане моря. Тихо, с почтением, под взглядами множества камер, прошли по мосту, с которого едва различались корпуса знаменитого «Севмаша», видели ворота «Звездочки» - мощного судоремонтного центра. Море встретило резким ветром, песчаным пляжем и воздушными змеями в руках местной детворы. Мы были в самой северной точке нашего маршрута. Белое море!

Белое море
Белое море

Умывшись и пофоткавшись, отправились назад, в Архангельск, стартовать из которого решили завтра поутру. На прощанье Беломорье прислало нам привет. Сначала на причале заметили тот самый колесный пароход «Гоголь» - наш добрый архангельский талисман. А затем, уже пересекая заводь на выезд, с волнением и гордостью видели, как под мостом вдруг вспенился и пошел, рассекая белые шапки волн, упрямый длинный пенистый след. После этого молча остановились на трассе и сфотографировались на фоне плаката «Севмаш» - гордость страны».

Севмаш - гордость страны
Севмаш - гордость страны

Спать вернулись в Архангельск, машину поставили во внутреннем дворике по соседству с забором ФСБ. Тем, кто ищет бюджетное, но качественное жилье, рекомендую: хостел «Тройка». Утром уходили рано, завтракали уже в пути. А лежал наш путь в старинный русский город Каргополь. И проехать к нему мы решили по сакраментальной трассе Р1 – через Плесецк. В ответ на многие запросы сообщаю. В сам Плесецк, тем паче – в Мирный, - ездить сегодня смысла нет. Во-первых – ЗАТО. Во-вторых – незачем. Как объяснили в Архангельске, музей космонавтики, обозначенный в ряде карт, функционирует слабо, в основном – для своих (организованных детских групп из Архангельска, например). А вот дорога вполне проходима. Кроме пары-тройки коротких грейдерных участков – асфальт, почти везде неплохой. Дорожные работы идут, вскоре выпрямят и эти «загибы». Так что езжайте смело. Только имейте в виду отсутствие заправок («Роснефть» на въезде в Плесецк!) и сотовой связи.

Каргополь традиционно встретил дождем. Местный ТИЦ, в который мы, разбаловавшись, обратились по наводке наших замечательных «архангелок», функционировал с больничного по телефону. Потому решили действовать своими силами. Остановились в гостинице с игривым названием «Каргополочка» (не самое крутое заведение, туалет-душ на этаже, но все сносно и за соответствующие деньги. Несколько подпортил гармонию дороговатый комплексный обед в кафе при гостинице). Упав в номер, поели и пошли гулять в город.

И город был – белый (почти весь, включая алебастрового Ленина)! Количество храмов (чаще всего – белокаменных) на единицу жилых построек зашкаливало. Город-музей, как из древнего сказа, мило провинциальный, но без заискивания, не позволяющий относиться к себе свысока. Вечер этого дня был посвящен Соборной и Старой Торговой площадям, где у белых стен, под белыми небесами мы вновь встретили наших земляков, с которыми пересеклись в Корелах. Было символично, правильно и тепло.

Утро пятого дня – движение по маршрутам, разведанным с вечера. Знаменитая каргопольская игрушка, музеи, удивительная колокольня – дар жителей Екатерине Великой, река Онега и озеро Лаче, по берегам которого столько удивительных мест! В этих условиях экипаж разделился. Часть его рассматривала трехсотлетние культовые памятники, бродила по старым улочкам, сохранившим прежние имена, дивясь храмам и церквям (самый молодой – «желтая» церковь начала XIX века!), а другая активно перенимала опыт местных умельцев по части уникальной двусторонней наборной северной вышивки (не золотом, как было раньше в городе заведено, но все одно – красиво). Плотные насыщенные экспозиции музеев содержат массу интересной информации – от первых озерных поселений до основания «русской Америки» отважным Барановым, имя которого весьма чтимо в Каргополе (а факты биографии до чрезвычайности рифмуются с сюжетом «Юноны» и «Авось» - загляните в Вознесенского). Если ваша фамилия – Баранов, или похожа – поезжайте на Каргополье в начале августа – не пожалеете. Вообще же город требует долгого присутствия – вокруг него интересно все! Заповедные места, деревни, храмы – до этого можно дотянуться и самому, и через местное турбюро. В программу входят трансфер, экскурсия, часто еще – деревенский обед или самоварное (с пряниками) чаепитие. Если жалко машину (дороги!), есть еще версия – в гостинице висят расценки таксистов, доставляющих к основным достопримечательностям.

-21
-22
-23
-24
Каргополь
Каргополь

Переполненные впечатлениями, мы покидали гостеприимный Каргополь ближе к вечеру. Здесь наш маршрут начал претерпевать внеплановые изменения. Изначально задумывалось красиво – упасть из Каргополя на Тотьму. Старинный (постарше Москвы!) городок, из которого велся активный торг в Европу пушниной и солью, точка формирования знаменитых архангельских экспедиций в Америку, родина «тотемского барокко», должен был концептуально увенчать пробег. А весь маршрут укладывался тогда в подобие некой «восьмерки», центром которой являлся бы Вельск. Беспокойство вызывало только качество дорог на Вологодчине, и, особенно – в уже упоминавшейся Костромской губернии. Сбор сведений «с колес» не добавил оптимизма. Тем не менее, было решено продвинуться ближе на юг, дабы там принять окончательное решение. И мы переехали в Вельск. Далее идти в этот день не планировалось, поскольку сильно застряли в Каргополе. Кроме того, 300 километров перехода до Вельска оказались весьма неприятными. Речь идет об участке – Каргополь-Няндома – М8. Трасса кое-где «ухожена» так, что ездить выше 40 км/ч рискуют только местные, видимо, пытаясь соблюдать иезуитские указания дорожных знаков, ограничивающих там скорость до 70-80! На самом деле порой – не выше 20, если вы не враг своему экипажу и автомобилю. Местами есть имитация активности дорожников, разбитое в хлам покрытие щедро присыпано гравием. Камушки всех размеров эффектно вылетают из-под колес (в том числе – собственных), забивают протектор, могут и рассечь. Я свою «18-ю» резину до конца очистил только в Нижнем. И это – лучшая (если не считать переход через Плесецк) дорога из Каргополя. Как рассказал местный водитель на «двенахе», чей согнутый диск я наблюдал воочию, остальное – еще хуже. Движение в направлении Пудожа, в Кенозерский заповедник – «рубилово» (цитирую), а вниз – в направлении Кириллова и овеянных легендами крупных северных монастырей - … не цитирую, ибо непечатно. По утверждению очевидца, УАЗ на днях притащил оттуда «буханку» с одним мостом. Так что, если едем туда – специально готовимся.

Вечерний Вельск встречал (о чудо!) солнцем и футбольным матчем на стадионе по соседству с гостиницей. В связи с этим поначалу с трудом запарковал свой агрегат неподалеку. Кстати, будьте внимательны: если подъехать так, что гостиница и стадион слева, то при повороте к гостинице (крестообразный перекресток) вы оказываетесь на дороге с односторонним движением. Знак об этом просматривается слабо, особенно в сумерках и в связи с обильным произрастанием местной флоры. Поворот к гостинице перед знаком (версия навигатора) затруднен сплошной, тянущейся от «пешеходки», потому надо быть готовым к маневру сразу после поворота на «односторонку», почти с самой «зебры». Проскочите – придется выдумывать, как без реверса вернуться назад.

Здесь, под продукцию архангельского винзавода, состоялся «совет в Филях». Один из членов экипажа имел застарелые, периодически обостряющиеся проблемы с позвоночником, а переход из Каргополя, несмотря на все старания водителя, ухудшил дело. Впрочем, «пострадавший» активно требовал придерживаться установленного маршрута. Мужество столкнулось с благородством. Через час, на фоне качественного алкоголя, благородство победило. Экипаж принял решение отказаться от тотьменского перехода, учитывая разведанные проблемы с дорогой. Однако мы были полны решимости красиво завершить бросок. Менялось только направление. И утром мы выдвинулись по М8 на юг – в Углич. Переход прошел спокойно, благо состояние трассы (после Каргополья) казалось близким к идеальному. Приятным бонусом броска стало сокращение движения по Ярославлю, поскольку отворотка на Углич случилась раньше, чем начался основной трафик. Оставив Ярославль слева, мы опять попрощались с солнцем. Словно эхом с Севера мгновенно образовалось грозовое облако, брызнул ливень, вокруг засверкало. Через десять минут гроза ушла, а еще через двадцать мы столкнулись с ее последствиями, которые в связи с назойливыми дорожными работами, наблюдали в деталях: переломанные «у корня» толстые березы попадали в паре мест прямо на трассу. Ехали по веткам, пока легковые ждали спецтехнику, радовались УАЗовской геометрии.

-26

Гостиница «Углич» представляла собой хорошо сохранившийся советский раритет. И снова мы отправились на пешую вечернюю прогулку. Об Угличе нет смысла говорить долго – слишком известное место. Добавлю только свои впечатления: при такой концентрации истории на единицу площади хотелось бы и соответствующего отношения - к этой истории и к тем, кто приехал ради нее. Однако часто замечаю иное: чем «сильнее» место, тем более оно превращается в «самоиграющую» конструкцию, ориентированную не столько на историю как таковую, сколько на некий бизнес-проект, цель которого, в конечном счете - добыча денег. Для иностранных отрядов, которые, как по конвейеру, привозят рекой, все окружающее экзотично само по себе. А свои, получается, съедят и так? Сказанное касается качества дорог, городской туристической инфраструктуры: музеев, сувенирных лавок, учреждений общепита… Освоив «обязательную» программу (Спасо-Преображенский собор, Княжьи палаты, церковь «На крови», пара музеев по красиво задуманной городской «першпективе»), мы полтора часа в центре города искали кафе или ресторанчик, в котором можно было бы уютно посидеть (есть у нас и такой тест для нового города). Кто ищет – найдет, и мы нашли вариант, пройдя по пути 3-4 заведения (все, что было в центре, включая пафосный ресторан a la russe с простеньким салатом за 950 рублей).

-27
-28
-29
-30

Утром ушли из Углича южнее и посетили печально знаменитую Николаевскую колокольню Калязина. Удивительно, но небедные люди, пренебрегая очевидным, вкладывают деньги в недвижимость по берегам водоема с могилами на дне, инспектируя свое строительство под аккомпанемент грустно гудящего над водами церковного колокола. В Калязине видели еще самый крупный в России телескоп. Когда начали издали его фотографировать, он демонстративно отвернулся. Наверное, обнаружил нас.

Калязин
Калязин

Далее двинулись в сторону дома, пройдя сквозь Александров, и ажурные стены его кремля были белы, напоминая нам о Севере… Еще до вечерних пробок успели благополучно войти в Нижний Новгород.

Пробег завершился. Его статистика выглядит так: 7 дней в пути, на круг – 3500 километров, в основном – по весьма качественному покрытию (редкость для тех широт). За это время УАЗ съел 15.000 рублей на топливо, несмотря на хороший темп последнего дня, в итоге показав фантастический средний расход (по борткомпьютеру) в 8.2 л/100км (до Архангельска – 9.2)!

Верный друг УАЗ Patriot. Расход 8.2. Фантастика!
Верный друг УАЗ Patriot. Расход 8.2. Фантастика!

Даже делая жирную поправку на лукавство штатного «бортовика», результатом приятно удивлен. Стоимость бензина самая низкая в Иваново (чуть выше 36 руб.), а самая значительная, ожидаемо – на брендовых АЗС Архангельской области (цена на 92-е «топливо будущего» активно стремиться к 38 рублям). Маршрут пролегал по точкам Нижний Новгород- Иваново-Вологда-Вельск-Холмогоры-Архангельск (+Малые Корелы, +Северодвинск)-Плесецк-Каргополь-Вельск-Углич-Калязин-Александров-Нижний Новгород.

Дома)))
P.S. С Вами были Диана, Юлия и Денис
Дома))) P.S. С Вами были Диана, Юлия и Денис

Сразу, как проскочил под нижегородский «белый фон», внутри привычно сжалось от острого ощущения – «как же все быстро!». Не подумайте, я люблю свой город, и въезд под знак нашей области по традиции встречается троекратным «ура!» всего экипажа. Но сколько не возвращайся – что-то неосязаемое, но несомненное осталось там. И наутро опять тянет за руль, в деревню Кимжа, к самым северным в мире ветрякам, и «сполохам», что наблюдают в Архангельске с августа по май, к Соловецким островам с поразительным монастырем, церковью-маяком, и мысом, где выводят потомство киты-белухи. Где-то, за белеющим даже отсюда горизонтом у сельца Тарышкино ютится самая маленькая в России часовенка, площадью в один квадратный метр. Там лежит заповедная земля, столица которой почти равноудалена от Питера и Москвы, земля, в которой сверкают водопады карстовых пещер, а детеныши гренландских тюленей выглядят как пушистые мягкие игрушки цвета северной ночи. И ночи там белы, и бело море, на реках которого стоят белые города. И они манят, не отпускают, и снова зовут в дорогу…

Июль 2017

А как путешествуете Вы? Есть среди читателей любители бесшабашных пробегов в компании друзей? Оставляйте Ваши комментарии, будем рады обсудить подробности Ваших путешествий.

Если Вам понравилась история, поддержите её отметкой "нравится".

Автор текста и фото: Денис Присяжнюк

Редактор: Екатерина Суворкина