Найти тему
Живопись

Художник Юрий Михайлович Непринцев: живописец и солдат

Его полотна — быль и явь. Его сюжеты не просто прочувствованы — они и в самом деле прожиты, пройдены, проникнуты личным опытом. Навсегда осели в душе художника пылью фронтовых дорог, расчеркнули судьбу твёрдыми линиями характера, осветили храм человеческой памяти светом звёзд, струившимся с морозных небес в далёком 42-м...
Непринцев Ю.М., «Вот солдаты идут...», 1970, холст, темпера. 120 х 149 см, Приморская государственная картинная галерея, Владивосток идут... », 1970, холст, темпера, 120 х 149 см, Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Непринцев Ю.М., «Вот солдаты идут...», 1970, холст, темпера. 120 х 149 см, Приморская государственная картинная галерея, Владивосток идут... », 1970, холст, темпера, 120 х 149 см, Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Непринцев Ю.М., «Пей, сынок, пей», 1957, холст, масло,132 х 152 см, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Непринцев Ю.М., «Пей, сынок, пей», 1957, холст, масло,132 х 152 см, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

Его герои — не просто узнаваемые. Они — живые. Не даром их образы, вырванные мастером из лап Вечности и с огромной любовью перенесённые на холст, побуждали множество людей со всех концов великой страны-победительницы слать автору письма с одной и той же отчаянной просьбой. «Расскажите, когда и где Вы видели моего так и не вернувшегося домой отца/сына/мужа/брата?» Ведь это именно его (писали люди) — и в том сомненья нет —Вы запечатлели на картине! Вот же он, замер в задумчивости у костра, слушая чей-то неспешный рассказ и тихо улыбаясь понятным лишь ему одному мыслям. Не может же быть, чтобы это был не он! Разве могли мы, его родные и близкие, не признать этот характерный наклон головы, этот жест, эти вечно смеющиеся голубые глаза».

Непринцев Ю.М., «Отдых после боя». 1955, холст, масло. 192 × 300 см,
Государственная Третьяковская галерея, Москва1955, холст, масло. 192 × 300 см,
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Непринцев Ю.М., «Отдых после боя». 1955, холст, масло. 192 × 300 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва1955, холст, масло. 192 × 300 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юрий Михайлович Непринцев родился в Тифлисе, в 1909 году. С детства влюблённый в живопись, своё осмысленное творческое становление он начал в ленинградской студии Савинского. Затем было обучение в Академии художеств под руководством выдающегося мастера и педагога И.И. Бродского.

Непринцев Ю.М., «Портрет молодого человека», 1977
Непринцев Ю.М., «Портрет молодого человека», 1977
Непринцев Ю.М., «Метростроевцы-проходчики», 1959
Непринцев Ю.М., «Метростроевцы-проходчики», 1959
Непринцев Ю.М., «Портрет Риты»
Непринцев Ю.М., «Портрет Риты»

Начало Великой Отечественной застало его на третьем курсе аспирантуры. Доброволец, командир взвода, инструктор штыкового боя. Синтез чувствительной, гибкой и восприимчивой натуры художника с ипостасью бойца — уникальный «сплав», удивительный по своей силе и выразительности феномен. Хотя бы потому, что годы тягот и лишений самого страшного в мировой истории вооружённого противостояния не заковали его сердце в стальную «броню» и не подавили творческого начала. Напротив — его картины — настоящие оды человечности.

Непринцев Ю.М., «Последняя граната», 1948
Непринцев Ю.М., «Последняя граната», 1948

Вглядитесь, дорогой читатель, в лица его героев, «вчитайтесь» в их характеры. Никто из них не низведён до «функции», до «производной» от какого-то одного внутреннего мотива, фатально доминирующего умонастроения. Его герои дышат, любят, ждут, радуются и страдают не ради того, чтобы быть достаточно наглядным символом в центре живописного полотна. Напротив, фашистское нашествие — лишь ужасное, трагичное, но всего лишь временное обстоятельство; лишь мрачный фон, на котором только чётче «проступают» все лучшие душевные качества персонажей. Свет на фоне мрака.

Непринцев Ю.М., «Балтийцы»
Непринцев Ю.М., «Балтийцы»
Непринцев Ю.М., «Рыбачок»
Непринцев Ю.М., «Рыбачок»
Непринцев Ю.М., «Здравствуй, Ленинград!»
Непринцев Ю.М., «Здравствуй, Ленинград!»

Точно так же с кажущийся с первого взгляда хрупким и нежным зелёный росток порою непостижимым образом пробивается сквозь бетон и асфальт, чтобы поскорее «увидеть» Солнце. Его цель — там, за пределами сдавливающего со всех старон серого камня; и потому он обязательно победит. Ведь тот, кто сражается за нечто большее, чем он сам; тот, чьё искусство — больше, чем просто способ самовыражения — всегда заведомо сильнее любой преграды, встающей на пути.

Непринцев Ю.М., «Ночной бой»
Непринцев Ю.М., «Ночной бой»
Непринцев Ю.М., «Родная земля»,1967
Непринцев Ю.М., «Родная земля»,1967

Пронзительный, «цепкий», по-хорошему «жадный» до деталей, но в то же самое время начисто лишённый «украшательства» стиль Непринцева делает его живопись бесценной для будущих поколений. Там, где «сухая» документалистика не может совладать с воссозданием, к примеру, атмосферы довоенных лет, либо не сможет вполне передать умонастроение людей, на чьи плечи легла труднейшая и благороднейшая миссия в Истории человечества — достаточно просто взглянуть на работы кисти Юрия Михайловича. И больше не нужно слов.

Непринцев Ю.М., «Наша взяла»
Непринцев Ю.М., «Наша взяла»
Непринцев Ю.М., «Борьба за мир»
Непринцев Ю.М., «Борьба за мир»

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», «палец вверх», репосты очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!