"Утро пятого дня – движение по маршрутам, разведанным с вечера. Знаменитая каргопольская игрушка, музеи, удивительная колокольня – дар жителей Екатерине Великой, река Онега и озеро Лаче, по берегам которого столько удивительных мест!
В этих условиях экипаж разделился. Часть его рассматривала трехсотлетние культовые памятники, бродила по старым улочкам, сохранившим прежние имена, дивясь храмам и церквям (самый молодой – «желтая» церковь начала XIX века!), а другая активно перенимала опыт местных умельцев по части уникальной двусторонней наборной северной вышивки (не золотом, как было раньше в городе заведено, но все одно – красиво). Плотные насыщенные экспозиции музеев содержат массу интересной информации – от первых озерных поселений до основания «русской Америки» отважным Барановым, имя которого весьма чтимо в Каргополе (а факты биографии до чрезвычайности рифмуются с сюжетом «Юноны» и «Авось» - загляните в Вознесенского). Если ваша фамилия – Баранов, или похожа – поезжайте на Каргополье в начале августа – не пожалеете. Вообще же город требует долгого присутствия – вокруг него интересно все!
Заповедные места, деревни, храмы – до этого можно дотянуться и самому, и через местное турбюро. В программу входят трансфер, экскурсия, часто еще – деревенский обед или самоварное (с пряниками) чаепитие. Если жалко машину (дороги!), есть еще версия – в гостинице висят расценки таксистов, доставляющих к основным достопримечательностям.
Переполненные впечатлениями, мы покидали гостеприимный Каргополь ближе к вечеру. Здесь наш маршрут начал претерпевать внеплановые изменения. Изначально задумывалось красиво – упасть из Каргополя на Тотьму. Старинный (постарше Москвы!) городок, из которого велся активный торг в Европу пушниной и солью, точка формирования знаменитых архангельских экспедиций в Америку, родина «тотемского барокко», должен был концептуально увенчать пробег. А весь маршрут укладывался тогда в подобие некой «восьмерки», центром которой являлся бы Вельск. Беспокойство вызывало только качество дорог на Вологодчине, и, особенно – в уже упоминавшейся Костромской губернии. Сбор сведений «с колес» не добавил оптимизма. Тем не менее, было решено продвинуться ближе на юг, дабы там принять окончательное решение. И мы переехали в Вельск. Далее идти в этот день не планировалось, поскольку сильно застряли в Каргополе. Кроме того, 300 километров перехода до Вельска оказались весьма неприятными. Речь идет об участке – Каргополь-Няндома – М8. Трасса кое-где «ухожена» так, что ездить выше 40 км/ч рискуют только местные, видимо, пытаясь соблюдать иезуитские указания дорожных знаков, ограничивающих там скорость до 70-80! На самом деле порой – не выше 20, если вы не враг своему экипажу и автомобилю. Местами есть имитация активности дорожников, разбитое в хлам покрытие щедро присыпано гравием. Камушки всех размеров эффектно вылетают из-под колес (в том числе – собственных), забивают протектор, могут и рассечь. Я свою «18-ю» резину до конца очистил только в Нижнем (Новгороде - прим.ред.) И это – лучшая (если не считать переход через Плесецк) дорога из Каргополя. Как рассказал местный водитель на «двенахе», чей согнутый диск я наблюдал воочию, остальное – еще хуже. Движение в направлении Пудожа, в Кенозерский заповедник – «рубилово» (цитирую), а вниз – в направлении Кириллова и овеянных легендами крупных северных монастырей - … не цитирую, ибо непечатно. По утверждению очевидца, УАЗ на днях притащил оттуда «буханку» с одним мостом. Так что, если едем туда – специально готовимся.
Вечерний Вельск встречал (о чудо!) солнцем и футбольным матчем на стадионе по соседству с гостиницей. В связи с этим поначалу с трудом запарковал свой агрегат неподалеку. Кстати, будьте внимательны: если подъехать так, что гостиница и стадион слева, то при повороте к гостинице (крестообразный перекресток) вы оказываетесь на дороге с односторонним движением. Знак об этом просматривается слабо, особенно в сумерках и в связи с обильным произрастанием местной флоры. Поворот к гостинице перед знаком (версия навигатора) затруднен сплошной, тянущейся от «пешеходки», потому надо быть готовым к маневру сразу после поворота на «односторонку», почти с самой «зебры». Проскочите – придется выдумывать, как без реверса вернуться назад.
Здесь, под продукцию архангельского винзавода, состоялся «совет в Филях». Один из членов экипажа имел застарелые, периодически обостряющиеся проблемы с позвоночником, а переход из Каргополя, несмотря на все старания водителя, ухудшил дело. Впрочем, «пострадавший» активно требовал придерживаться установленного маршрута. Мужество столкнулось с благородством. Через час, на фоне качественного алкоголя, благородство победило. Экипаж принял решение отказаться от тотьменского перехода, учитывая разведанные проблемы с дорогой. Однако мы были полны решимости красиво завершить бросок. Менялось только направление. "
Автор текста и фото: Денис Присяжнюк
Редактор: Екатерина Суворкина