19 июля 2019 года скончался Рутгер Хауэр. И я не смогу внятно объяснить, почему, но меня это сильно задело. Сказать, что я являюсь большим его фанатом — значит, солгать. Навскидку назову лишь несколько его ролей. И всё же мне очень грустно осознавать, что его больше нет в мире. Очень грустно. Чтобы почтить его память, я поставил себе цель посмотреть все его актёрские работы. И первой такой ролью является голландский сериал «Флорис» 1969 года.
Впрочем, немного совру. Википедия заявляет, что первым появлением Хауэра в кино является фильм «Господин Гаварден» (Monsieur Hawarden, 1969). И технически это верно, Хауэр сыграл там крохотную роль — вот только в финальный монтаж эти кадры не попали. И, если кому интересно моё мнение, оно и к лучшему — «Господи Гаварден» представляет из себя унылую тягомотину о женщине, которая притворялась мужчиной, чтобы избежать наказания за убийство любовника. Про само убийство там почти ничего нет — сплошные разговоры, в которых мимоходом обсуждается всякое. Вероятно, через эти диалоги можно проследить некий подтекст, но за прошедшие пятьдесят лет фильм настолько постарел, что его просто скучно смотреть. Вот. А теперь перейдём к телесериалу «Флорис».
Сюжет. На дворе начало XVI века, и после многих лет путешествий в Голландию возвращается Флорис ван Розмунд, сопровождаемый Синдалой, хорошим другом из Индии. Однако в семейном замке Розмундов теперь застава, а сама Голландия посреди гражданской войны между «Бургундскими Нидерландами» и герцогством Гелдерн. Поскольку замок Розмунда отжал герцог Гелдер, представляемый Маартеном ван Россумом, то Флорис переходит на сторону Бургундии, которую представляет сэр Вальтер ван Ольденштайн. В течение 12 эпизодов, разбитых на два сезона, им предстоит противостоять попыткам ван Россума захватить замок Ольденштайна и тем самым приблизить победу Бургундии.
Если вам кажется знакомым сюжет, то это ничего. Продюссеры сериала и не скрывали, что вдохновляются успехами других сериалов тех лет на историческую тему — британским Айвенго, бельгийским «Johan en de Alverman» и французским «Тьери ла Фронде». Ну и в принципе сюжет про героя и его приятеля (в некоторых версиях слугу) на фоне Средневековья (или альтернативного мира схожего уровня развития, если мы говорим о фентези) весьма распространён. Достаточно иметь в виду, что первую пародию на такой сюжет написал Сервантес уже в начале XVII века.
Каждый эпизод сериала весьма камерный и посвящён одной неординарной ситуации. Антагонист сериала, Маартен ван Россум, придумывает очередную хитрость, с помощью которой он наверняка одолеет Ольденштайна и захватит его замок. И его задумка имеет успех, вот только плану в последний момент мешают храбрый Флорис и хитрый Синдала. Иногда, впрочем, сериал делает перерыв и один из эпизодов посвящён целиком главным героям и их приключениям, вдали от Ольденштайна и Россума.
На сегодняшний день идеи для хитростей, пожалуй, немного банальны. Как пример, приведу решение сложной ситуации в одном из первых эпизодов. Спойлеры
Хитрость не сказать, чтобы сложная, и сегодня может даже показаться банальной. И вот примерно на таких уловках строится средний эпизод Флориса. Сложно назвать это минусом, но это стоит иметь в виду. Например, из-за таких довольно избитых приёмов я не могу смотреть оригинальный Стар Трек. Сюжеты оттуда так часто обыгрывались в других сериалах и вообще в фантастике, что скукой пропитана буквально каждая сцена. Сериалами историческими, однако, я не столь искушен, и смотрел Флорис с большим удовольствием.
О технической составляющей стоит сказать следующее. Во-первых, снимал Пол Верховен. И для него, как и для Рутгера Хауэра, сериал стал прорывом. Ну то есть, как сказать — прорывом. Сериал снят в Голландии и для голландцев. И для этой страны сериал являлся просто потрясающим, если верить Википедии. Мол, до того, если что и выходило на национальном телевидении, то всё лишь скука смертная, а тут — приключения, погони, расследования! Сериал и сегодня помнят, любят и периодически транслируют по местному телевидению.
Во-вторых, стоит отметить, что сериал не очень-то и постарел. Да, разрешение низкое, а сам сериал черно-белый. Ему это никак не мешает, я бы даже сказал, что на таком фоне рельефнее смотрятся яркие персонажи и извечный сюжет о противостоянии подлости и смелости, хитрости и честности. Кстати, любопытный факт — если почитать историю Голландии, то можно заявить, что создатели должны быть на стороне герцога Гельдера — бедолага противостоял Бургундии, огромному по тем временам королевству. Регулярно сталкивался с кучей проблем, но не сдавался до самого конца. По сериалу же строится такое впечатление, что Гельдер в пяти минутах от победы и лишь замок Ольденштайна продолжает сопротивление.
В-третьих, стоит иметь в виду, что изначально сериал рассчитывался на подростков, однако результат оказался столь хорош, что не стыдно и взрослым показывать. Опять-таки, если почитать Википедию, то там заявляют, что диванные эксперты из числа зрителей отмечали потрясающе поставленные боевые сцены, в частности — сцену из первой же серии, где Рутгер Хауэр несколько минут фехтует двумя мечами. Ну и если уж вы здесь за моим мнением, то я таки тоже отмечу, что сериал можно смело смотреть. Особенно любителям ностальгии по тем временам, когда кино делалось иначе.
Напоследок стоит заметить, что не считая Флориса и Синдалы, все остальные значимые фигуры сериала — реальные исторические личности. И Олденштайн, и Россум. Даже Великан Пьер, злодей из пары серий, вокруг которого крутились пара эпизодов, иммеет исторический прототип. Но всё, конечно, было несколько иначе и сами действия сериала, в основном, выдуманы.
Итог: наверняка что-то я упустил, поэтому напоследок просто в целом повторю — сериал весьма хорош и к просмотру я его очень рекомендую. Он весёлый, задорный, местами умный и смешной. Местами даже подкидывает пищу для ума. В общем, приятное открытие.
P.S.: Следующей актёрской работой Рутгера Хауэра стала эпизодическая роль в британском сериале «Землепроходцы» (Pathfinders, 1972-1975). Поговорим о ней в следующий раз.