Найти в Дзене
Факты о Чите

Автобусное прошлое

ТОП-9 сравнительно не старых автобусов и микроавтобусов, которые вы больше никогда не встретите на дорогах Читы.

Икарус-280

-2

Городской сочленённый среднеприводный автобус особо большой (до 180 человек), выпускавшийся с 1973 по 2002 годы. Благодаря гофрированному резиновому сочленению в народе получил прозвище «Гармошка». В Чите первые такие автобусы появились в 1984 году и сразу же были поставлены на 18-й маршрут, соединяя центр города со стремительно растущим поселком КСК. Потом в 1985 и 1989 годах в забайкальскую столицу было поставлено еще около 25 «гармошек». Все автобусы входили в состав только читинского ПАТП-1 (Автобусный парк). После его развала часть машин была передана в аренду частным предпринимателям. Последние «гармошки» ушли с наших улиц в 2002-2003 годах.

Икарус-260

-3

Выпускался в 1971—2002 годах для городских и пригородных маршрутов. Младший брат «гармошки». Вполовину короче 280-го «Икаруса», но визуально схожая с ним, эта модель «Икаруса» вмещала до 107 человек. Поставлялись в ПАТП-1 с конца 80-х годов. Последние машины поставлены в декабре 1996-го. Всего работало 16 автобусов этой марки. Обслуживали почти все городские маршруты и многие дачные. Были двух цветов – белого и оранжевого. Списаны примерно в 2005-2006 годах. Одна из машин используется в качестве склада в одном из коттеджных поселках под Читой.

Икарус-256

-4

Туристический экскурсионный автобус , серийно производившийся венгерской с 1977 по 2002 год. Около 20 машин этой марки с 80-х по начало 2000-х годов входили в состав ПАТП-1, принадлежали некоторым организациям и частным предпринимателям. В силу специфики использовался в основном в дальних маршрутах, курсируя в частности в Кыру и Акшу. Однако, в конце 90-х часть этих машин использовалась и на городских линиях.

Лиаз-677

-5

Городской высокопольный автобус мссово выпускался с 1967 по 1994 год; штучная сборка продолжалась по 2003 год. Из-за того, что эти автобусы почти всегда ходили перегруженным, в народе их называли «скотовоз». В Чите работали с 70-х годов. Обслуживали вообще все городские маршруты. Последние машины дожили примерно до 2009 года. За все время через забайкальскую столицу прошло около 200 Лиаз-677. Заметная часть «скотовозов» были служебными автобусами читинских предприятий. В частности у завода КПД-1 было две таких автобуса. Продолжает эксплуатироваться в Краснокаменске.

Вольво B10M-55 VBK M50

-6

Кубань-Г1А1

-7

Серийно выпускался в Краснодаре с 1978 по 1985 год. Пследний автобус данной модели для нужд Министерства культуры был изготовлен еще в 1982 году, а затем их выпускали в основном по заказам Госплана СССР для сельского хозяйства и прочих потребителей. В Чите были служебными автобусами ряда городских предприятий. В 90-е года частные перевозчики использовали его в качестве рейсового автобуса на 14, 18 и 19 маршрутах, однако довольно скоро некомфортабельные автобусы от перевозки пассажиров были отстранены. Одна из последних машин этой марки принадлежала швейному объединению «Забайкалье». С 2013 года на улицах города не попадались.

Scania OmniLink

-8

Четыре комфортабельных городских низкопольных автобуса этой марки были приобретены в 2005году для обслуживания Байкальского экономического форума, который тогда проходил в Чите. Потом обслуживали ряд городских маршрутов. Прожили около 10 лет. После 2015-16 году этих «Сканий» на дорогах Читы не видно.

Раф-3203

-9

Микроавтобусы и специальные автомобили на их базе серийно выпскались в 1976-1997 годах. Основная рабочая лошадка рынка маршрутных такси, сформировавшегося в Чите весной 1994 года, и городской станции «Скорой медицинской помощи. Были вытеснены из обоих ниш в начале 2000-х с появлением микроавтобусов «Газель». Последние машины ушли в небытие в 2008-2010 годах. Сказалось почти полное отсутствие запасных частей. Последний раз на дорогах Читы «рафики» можно было видеть летом 2017 года, когда через забайкальскую столицу прошел международный автопробег фанатов микроавтобуса этой марки.

Ныса -522

-10

Марка польских легковых автомобилей. Выпуск начался в 1957 году на бывшей фабрике мебели в городе Ныса, юго-западе Польской Народной Республики. Наибольший расцвет автомобильного завода в Нысе пришёлся на середину 1970-х годов. Неприхотливые и надёжные машины экспортировались во многие страны мира. Модель выпускалась вплоть до 1994 года в различных модификациях. В Чите в основном использовались в качестве грузопассажирской машины, ставшей немалым подспорьем для первых предпринимателей в конце 80-х – начале 90-х годов.