Учительница Елена Фролова культивирует фамильное древо своего рода
Всегда вызывает интерес человек, у которого есть серьезное увлечение помимо неизбежных забот о заработке и поддержании семьи. Если же увлечение, требующее значительных усилий и не приносящее никакого дохода, доведено почти до профессионального уровня, то такой человек достоин подражания.
Неожиданная сестра
Кто-то снимает костюм банковского служащего, садится на байк и мчится на край света с парой таких же «безумных» приятелей, кто-то пишет прекрасные картины, которые не продаются лишь потому, что автор их никому не предлагал, кто-то собственными руками мастерит макеты боевых машин и кораблей, а кто-то…
Обсуждая тему интересных увлечений с моим другом, заместителем генерального директора Тульского театра драмы Александром Зайцевым, мы вспомнили еще одно весьма интересное хобби, все больше захватывающее наших ровесников: поиски неизвестных родственников
и изыскания в дебрях собственной генеалогии.
Оказалось, что совсем недавно Александр Васильевич был «найден» своей дальней родственницей. И эта удивительная женщина раскрыла перед моим другом такие ветви и побеги его рода, о которых он и не подозревал.
— Ко мне приезжает друг из Чечни, с которым я служил в армии, — говорит Александр Васильевич. — Этот горец гордится тем, что знает своих предков до девятого колена. И вот благодаря моей «новой» сестре Елене я могу ответить ему тем же.
Следующая наша встреча в кабинете Зайцева происходит уже вместе
с Еленой Анатольевной Фроловой — миниатюрной брюнеткой с живым выразительным взглядом, выдающим увлеченного человека.
Елена — учитель русского языка и литературы в пригородной школе. Рассказывая о своем увлечении, она то и дело отвлекается на телефонные звонки и консультирует кого-то на работе. Наверное, она очень хороший учитель, если школа не может обойтись без нее и нескольких часов.
Вот история ее поисков, которая уже захватила не одного моего знакомого, а возможно, заинтересует и вас.
Елена Фролова преподает в школе русский язык и литературу уже почти 20 лет. Работа для нее не служба, а увлечение. А другое ее давнее и большое увлечение — генеалогия.
Уже в 16 лет она пробовала составлять свои первые родословные древа. Наверное, этот интерес возник оттого, что родители были слишком заняты работой и «подбросили» дочь бабушке и дедушке в село Касьяново Калужской области. С ними же жила и прабабушка, которая много рассказывала девочке об истории семьи.
Однако осознанный интерес к генеалогии возникнет позднее, лет через десять. Поначалу он проявлялся наплывами. Елена могла что-то разузнать, записать, внести в свое черновое «древо», а затем надолго оставить эти материалы и не вспоминать о них. А могла, как вдохновенный поэт, вдруг вскочить с постели посреди ночи и что-то набросать в тетради. С годами эта благородная мания захватывала ее все сильнее.
Елена начинала с метрических книг. Самые последние из тех, которые ей могли предложить в архиве, относились к 1880 году. В одной из них ей удалось обнаружить запись о венчании некоего Ивана Андриановича Карасева, фамилия которого, возможно, была связана с прабабушкой — Евдокией Сергеевной Карасевой. Благодаря какому-то педантичному священнику из Белевского уезда Тульской губернии, который записывал имена не только брачующихся, но и родителей жениха и невесты, Елене удалось найти такие имена, хотя поначалу она не знала, как их привязать
к именам своих собственных родственников.
Неожиданная помощь пришла со стороны мормонов, которые, как выяснилось, давно оцифровали весь тульский (и не только тульский) архив и бесплатно выложили его на своем сайте. До того как этот сайт был заблокирован, Елена просматривала метрические книги и там.
Затем она приступила к изучению ревизских сказок — списков людей податных сословий Российской империи, знакомых нам по «Мертвым душам» Гоголя. Оказалось, что в тульском архиве такие «сказки»
с фамилиями сохранились от 1858 и 1850 годов, а в отдельных случаях фамилии указаны и в ревизии за 1834 год. В поисках также очень помогли листы сельскохозяйственной переписи 1911 года.
Елена последовательно все выписала из ревизских сказок и оформила эти данные в виде схемы «родословного древа». А затем информация посыпалась как из рога изобилия, концы стали сходиться с концами,
и десятки родных людей из разных веков словно ожили и заговорили
с Еленой.
Крестьяне князя Трубецкого
— Наша общая с Александром Васильевичем ветка идет из села Зайцево Белевского уезда, — рассказывает Елена. — Общими были наши предки по тульской линии. И все они, как с его, так и с моей стороны, были крепостными крестьянами князя Трубецкого.
Она обратила внимание на то, что один ее далекий предок женился на женщине по имени Марина Михайловна, у которой уже был ребенок от первого брака, Стефан 13 лет. У них также родился сын. А после того, как предок Елены умер, Марина Михайловна продолжала жить в семье первого сына уже со вторым, маленьким сыном. И вот ветка Александра Васильевича пошла от первого ее сына, а ветка Елены — от второго.
Эти прапредки Елены и Александра Васильевича жили в селе Зайцево, по которому мой друг и получил свою фамилию. До этого Елена не раз проезжала Зайцево по пути в свою калужскую деревню (все это находится поблизости). Она уже знала, что ее прабабушка родом отсюда, а ее прадед погиб здесь в феврале 1943 года и похоронен в братской могиле. Когда же в результате генеалогических поисков ей стало ясно, что с этим селом связаны 10 поколений ее предков, то побывать здесь стало просто необходимостью. И вот на праздник 9 Мая Елена отправилась на свою прародину с мужем.
Когда-то Зайцево было огромным селом. Здесь жили 380 семей — около 1,5 тысячи человек, стоял огромный храм Георгия Победоносца, действовало училище. Сейчас храма нет, и все население составляет не более 20 семей.
Елена с мужем посетили братскую могилу, в которой похоронен их предок, подошли к магазину, где несколько бабушек и дедушек ожидали хлеба. Елена назвалась и объяснила, кто она такая — местные оживились: «Да-да, ваши еще остались, живут вон там!»
Через интернет Елена узнала про Алексея Дмитриевича Дорохина — учителя истории, краеведа, который родился в Зайцево, уехал в Питер, окончил там военно-политическое училище, стал моряком, избороздил все моря, а затем, в 90-е, вышел на пенсию, вернулся на малую родину
и стал здесь директором восьмилетней школы. К тому же в последнюю поездку в Зайцево Елена выяснила, что родная сестра Алексея Дмитриевича была замужем за двоюродным братом ее бабушки.
В будущем году этому удивительному человеку исполняется 90 лет. Он был просто счастлив услышать расспросы молодой учительницы о ее предках, рассказал о слободе, в которой они жили, и дал телефон одного интересного человека, который работает в Тульском театре драмы
и частенько бывает у него в гостях, — Александра Васильевича Зайцева. Что если и он ваш родственник?
Дорохин предупредил Зайцева о предстоящем звонке и дал ему телефон Елены, но у женщины, как нарочно, пропал голос из-за ларингита, и она все откладывала звонок до тех пор, пока Александр Васильевич не позвонил сам.
— Когда мы наконец встретились, у меня было такое чувство, что мы знакомы давным-давно, — говорит Елена. — Между нами просто не было никакого барьера. А вскоре мне удалось «вычислить», что наши мамы — шестиюродные сестры. Мы же — семиюродные брат и сестра, то есть
в буквальном смысле слова — седьмая вода на киселе.
Энергия предков
Зайдя достаточно далеко в глубь своей родословной, Елена стала раздвигать ее вширь. Иначе говоря, она стала выяснять, кто из потомков обнаруженных ею людей живет с ней в одно время.
Так ей удалось найти троюродного брата бабушки, который сейчас живет в Новосибирске. Ему 67 лет, он инженер-судостроитель, и он прилетал
к ней в гости. Любопытно, что по работе он каждый год бывал на профессиональном форуме в Ярославле, где живет тетя Елены.
Через соцсети Елене удалось найти свою троюродную сестру по папе,
с которой они до этого ни разу не виделись. Она тоже филолог, психолог, живет в Иваново. Теперь они общаются и дружат.
География родственных связей раскинулась по всей стране и за ее пределы: это Новосибирск, Омск, Казань, Ярославль, Москва, Тула, Петербург, Иваново. Потомки крепостных князя Трубецкого живут и в Салехарде, и в Казахстане. Но надо признаться, что далеко не все они бросаются с распростертыми объятиями к вновь обретенным родственникам.
Одна бабушка из «белевской» ветки в первую очередь стала интересоваться, есть ли у Елены квартира и машина, и на всякий случай предупредила, что она все свое имущество завещала внуку. Другая, троюродная сестра по маме родом из Одоева, просто ответила, что ей это неинтересно, и прервала на этом общение. Зато два года спустя объявилась родная сестра той троюродной сестры, которая, напротив, проявила живой интерес к Елене и стала ее хорошей подругой.
Генеалогический детектив
— Эти поиски очень важны для меня, — говорит Елена, — они дают какие-то энергетические силы, я чисто физически ощущаю все эти поколения за спиной.
На мой вопрос, не увлекается ли она детективной литературой, моя собеседница отвечает, что с детства предпочитала лирику. Хотя теперь, когда она во все это погрузилась, это стало увлекательнее любого детектива! Она может днями и ночами сидеть, выискивать, высчитывать
и совершать после этого настоящие информационные прорывы.
Тем же, кто хочет последовать ее примеру, она советует начать с опроса родителей, бабушек и дедушек. Записывать рассказы лучше всего на диктофон, потому что в устной беседе можно сразу не обратить внимания на важные детали, которые всплывут при расшифровке аудиозаписи.
Потом можно набросать простейшую схему родословного древа, рассмотреть с родными семейные альбомы с фотографиями, подписать все портреты с именами и датами. Когда же вы спуститесь по родословному древу до прабабушек-прадедушек, то можно уже отправляться в архив. К примеру, в тульском архиве сохранилось очень много метрических книг вплоть до революции. Так что пять-шесть поколений своей семьи можно восстановить, даже не прибегая
к ревизским сказкам, а там постепенно опуститься и глубже.
Очень помогают в поисках интернет-ресурсы. На сайте ОБД «Мемориал» содержится огромная база данных по погибшим
и пропавшим без вести в Великую Отечественную войну. Информацию
о награжденных можно найти на сайте «Подвиг народа». Министерством обороны создан и сайт по Первой мировой. А в разделе «Герои войны», где Елена искала село Зайцево, ей открылся целый список тех, кто воевал, с документами, учетными карточками поступления в госпиталь, сводными ведомостями о погибших, пропавших без вести и награжденных.
— Когда-то давно я начинала с сайта Всероссийского генеалогического древа — ВГД, — говорит Елена. — Там очень много важного материала, и о каких-то направлениях поиска я узнавала именно там.
Еще один уникальный ресурс — московский Архив социально-политической истории (бывший Партархив). Дед Елены был членом партии, и недавно ей из этого архива прислали сведения о нем на
11 листах, по месяцам, начиная с 1941 года.