Денис Давыдов родился в июне 16 числа в Москве в 1784 году. Семья владела селом Бородино. Денис с детских лет проявлял интерес к воинским наукам, хорошо овладел верховой ездой. В юношеском возрасте Давыдов свел дружбу с воспитанниками пансиона при Университете. Их увлечение поэзией передалось молодому человеку.
Начало военной карьеры
Она началась в 1801 г. в Кавалергардском полку Санкт-Петербурга. Одновременно, под влиянием своего двоюродного брата, Давыдов серьезно увлекся чтением книг по военной тематике. С 1804 по 1806 гг. его служба проходила в Белорусском гусарском полку непосредственно в чине ротмистра. В 1806 г. он вернулся в Санкт-Петербург поручиком Лейб-гусарского полка.
До 1812 г. Давыдов успел принять непосредственное участие в нескольких военных кампаниях: французской 1806 г., шведской 1808 г. под командованием Кульнева, турецкой 1809 г. под степенью князя Багратиона. Участвовал в сражении под Рущуком. В 1810 г. возвратился на север к Кульневу.
Отечественная война
В 1812 г. Денис Васильевич в составе Ахтырского гусарского полка реализует командование батальоном в чине подполковника. Незадолго до Бородинского сражения формирует партизанский отряд из казаков и гусар, отправляется в неприятельский тыл. Его партизанский отряд сражается под Вязьмой, Ляховым. Разбивает 3-тысячную французскую кавалерию под Копысом, 4-тысячный отряд под Белыничами.
С 1813 г. отряд Давыдова объединяется с регулярными русскими войсками. В их составе ведет наступательные действия через Польшу, Силезию. Под его командованием происходит захват Дрездена. Во Франции принимает командование т.н. Ахтырским гусарским полком. Участвует во взятии русскими войсками Парижа. За участие в сражении под Бриеном получает звание генерал-майора.
После войны 1812 г.
Денис Васильевич продолжил военную службу. Участвовал в походах на Кавказ, в Армению. В Польше закончился его последний военный поход, 1831 г. Вернувшись домой, занялся писательской деятельностью.
Он писал в течение всей своей взрослой жизни. Нерегулярно, редко, на привалах между сражениями, урывками. Перу Давыдова принадлежат басни, эпиграммы, лирика, песни, романсы. В прозе были изданы «Дневники партизанских действий». Легкостью его слога восхищался Пушкин, посвятивший поэту-партизану свои стихи.
Лирика
Литературная деятельность Давыдова выразилась в ряде стихотворений и в нескольких прозаических статьях.
В своей «военной» поэзии Давыдов воспел не столько саму войну, сколько быт тогдашнего гусарства. Вино, любовные интриги, буйный разгул, удалая жизнь — вот содержание его стихотворений. В таком духе написаны «Послание Бурцову», «Гусарский пир», «Песня», «Песня старого гусара».
Денис Давыдов был мастером стихотворных каламбуров и известным на всю русскую армию острословом, задевавшим высших сановников и самого царя.
Наряду со стихотворениями вакхического и эротического содержания у Давыдова были стихотворения в элегическом тоне, навеянные нежной страстью к дочери пензенского помещика Евгении Золотаревой и впечатлениями природы. Сюда относится большинство лучших его произведений последнего периода: «Море», «Вальс», «Речка».
Речка
Давно ли, речка голубая,
Давно ли, ласковой волной
Мой челн привольно колыхая,
Владела ты, источник рая,
Моей блуждающей судьбой!
Давно ль с беспечностию милой
В благоуханных берегах
Ты влагу ясную катила
И отражать меня любила
В своих задумчивых струях!..
Теперь, печально пробегая,
Ты стонешь в сумрачной тиши,
Как стонет дева молодая,
Пролетный призрак обнимая
Своей тоскующей души.
Увы! твой ропот заунывный
Понятен мне, он - ропот мой;
И я пою последни гимны
И твой поток гостеприимный
Кроплю прощальною слезой.
Наутро пурпурной зарею
Запышет небо,- берега
Блеснут одеждой золотою,
И благотворною росою
Закаплют рощи и луга.
Но вод твоих на лоне мутном
Все будет пусто!.. лишь порой,
Носясь полетом бесприютным,
Их гостем посетит минутным
Журавль, пустынник кочевой.
О, где тогда, осиротелый,
Где буду я! К каким странам,
В какие чуждые пределы
Мчать будет гордо парус смелый
Мой челн по скачущим волнам!
Но где б я ни был, сердца дани -
Тебе одной. Чрез даль морей
Я на крылах воспоминаний
Явлюсь к тебе, приют мечтаний,
И мук, и благ души моей!
Явлюсь, весь в думу превращенный,
На берега твоих зыбей,
В обитель девы незабвенной,
И тихо, странник потаенный,
Невидимым приникну к ней.
И неподвластный злым укорам,
Я облеку ее собой,
Упьюсь ее стыдливым взором,
И вдохновенным разговором,
И гармонической красой;
Ее, чья прелесть - увлеченье!
Светла, небесна и чиста,
Как чувство ангела в моленье,
Как херувима сновиденье,
Как юной грации мечта!
1834