Найти тему
Наталья А. Шатц

Миф о частице «НЕ» и бессознательном

Есть устойчивое поверье: мол, наше бессознательное не понимает отрицательные формулировки. Так ли это?

Откуда у этого заблуждения ноги растут (а я считаю его именно заблуждением, и ниже объясню, почему), я так и не нашла. Но, согласитесь, оно очень устойчиво. У многих — прямо таки в форме мании, причем той же степени силы, что и мания говорить «крайний» вместо «последний».

Иначе говоря, вполне себе суеверие, мало общего имеющего с реальной реальностью нашего бессознательного. Она, эта самая реальность, такова: замечательно понимает и воспринимает наше бессознательное пресловутое «не». Почему я в этом так уверена? Все просто: с клиентами и участниками тренингов — хотим мы того или нет — мы рано или поздно приходим к работе с бессознательными запретами. Всеми этими интроектированными и сценарными «не будь собой», «не злись», «не высовывайся», «не ошибайся» и так далее. У каждого из нас в бессознательном десятки всевозможных «НЕльзя». И оно, бессознательное, совершенно не отбрасывает частицу «не». Оно, повторю, прекрасно понимает и принимает «отрицательную формулировку». Если бы это было не так, запреты не имели бы над нами власти.

Ибо если бы бессознательное и впрямь не воспринимало частицу «не», нам было бы куда как легче жить. Ведь как и когда появляются бессознательные запреты? В раннем детстве, когда мы еще не обладаем аналитическим мышлением, когда мы еще не способны тестировать то, что говорят нам значимые взрослые, на соответствие объективной реальности. На правдоподобность.

Нам говорят: нельзя злиться! И мы не имеем возможности проверить: а правда ли это? Правда ли я буду «плохим», если буду чувствовать и выражать гнев? Правда ли я не буду нужен миру? Мы вынуждены верить родителям (другим значимым взрослым), то это правда. Ведь они в то время и есть весь наш мир. И этот «мир» утверждает: нельзя злиться, если хочешь быть нужным мне. И мы принимаем это «нельзя». И — наше бессознательное его тоже принимает.


А что было бы, если бы оно, как утверждают, не воспринимало отрицательные формулировки? Да чудесно было бы! Только представьте — мама (папа) говорит малышу:
— Будешь злиться — я не буду тебя любить!

Бессознательное отсекает «не» и интроектирует «Будешь злиться — буду тебя любить!». Класс?

А все эти:
мальчики не плачут (мальчики плачут!)
хорошие девочки не грубят (хорошие девочки грубят)... и так далее, и тому подобное.

Думаю, вы поняли, да? Если бы наше бессознательное действительно не воспринимало частицу «не», оно бы автоматически трансформировало все звучащие снаружи запреты в разрешения. Сразу! Еще там, в раннем детстве. И, к слову, в этом случае вообще вряд ли появилась бы профессия «психолог». Нужды бы в нас не было. Но — мы есть. И во многом именно потому, что в бессознательном у каждого взрослого человека — десятки самых разных «нельзя», здорово отравляющих жизнь.

Итак, как видно, бессознательное превосходно понимает отрицательные формулировки. Так почему же те же психологи (и я в их числе, кстати) зачастую настойчиво просят клиента переформулировать что-то с отрицания на утверждение? Особенно, когда речь о целях, планах, желаниях? И снова я поделюсь исключительно своим взглядом на это. Все дело в том, что разные формулировки активируют в нас разные движущие силы. Иначе говоря, одну из двух мотиваций: либо избегание, либо достижение. Вот так просто. Думаю, вы и сами догадались, что пресловутая частица «не» запускает в нашем бессознательном мотивацию избегания. Что это такое? А это когда мы начинаем что-то делать, шевелиться, движимые стремлением чего-то избежать — опасности, дискомфорта. Иначе говоря, когда шевелиться нас заставляет страх. Страх бедности. Страх одиночества. Страх болезни. Страх отвержения. И так далее.

И это, друзья, не хорошо и не плохо. Это естественно. И мотивация избегания столь же важна и нужна, как и мотивация достижения.

Которую, как вы понимаете, как раз запускают те самые положительные (без «не»), утвердительные формулировки. Что такое мотивация достижения? Собственно, ясно из названия: когда я что-то делаю, чтобы что-то получить. Достичь какого-то результата. А зачем мне этот результат? А затем, что наши результаты дают нам чувство удовлетворения, иначе говоря, удовольствие. По сути, в данном случае двигаться нас заставляет стремление к удовольствию.

Казалось бы, а в чем глобальная разница между этими мотивациями? Ведь вполне логично выглядит такое рассуждение: я хочу уйти от опасности (мотивация избегания) - я хочу прийти к безопасности (мотивация достижения), не так ли?


Да, выглядит логично. Но именно — выглядит. Ибо в данном рассуждении есть существенная неточность.
Смотрите, когда я хочу избежать опасности — рациональной (угроза жизни, здоровью) или иррациональной (угроза чувству собственной ценности) — закономерно, что я хочу оказаться в безопасности. Является ли безопасность целью? Несомненно. Но — она является целью мотивации избегания. Ибо
сама по себе безопасность (комфорт, ощущение собственной ценности) никогда не бывает источником удовольствия. Она — лишь условие, база, на которой я могу уже что-то делать для достижения удовольствия. Иначе говоря, когда мы избегаем опасности (и оказываемся в безопасности), мы получаем не удовольствие, а ОБЛЕГЧЕНИЕ. Пока было опасно, мы напрягались (испытывали страх, тревогу). Стало безопасно — мы расслабились. И вот тут-то и появляется возможность для мотивации достижения, возможность для созидания. Созидания чего угодно: новой жизни (ребенка, то бишь), собственного тела, романа, картины, музыки… и так далее. Появляется возможность для созидания того самого результата, который принесет нам истинное удовольствие, удовлетворение. Иначе говоря, мотивация достижения — это мотивация созидания.

А если она не появляется? Спустя время мы вновь встретимся с той же самой “угрозой”. Запустится мотивация избегания, и… в общем, вы поняли, да? Мы побежим по кругу.


Поясню на примере. Допустим, мое чувство собственной ценности зависит от отношения ко мне других людей. Партнера, скажем. Допустим, партнер на меня обиделся, недоволен мной, отвергает — в общем, “не любит”. Что я в этом вижу? Угрозу моей ценности. Что я чувствую? Тревогу и страх. Что я буду делать? Все, что угодно, лишь бы эту угрозу, эту “нелюбовь меня партнером” убрать. Так ведь?
Допустим, партнер меня простил. Он меня снова “любит”. Мое чувство собственной ценности восстановлено. И что я? Правильно, чувствую облегчение. Потому что уходят тревога и страх. А вместе с ними — и мотивация избегания. Угрозы-то нет. Можно расслабиться и… перестать “шевелиться”. И если у меня нет мотивации достижения в данной сфере, я и перестану. До следующей “ссоры”, до следующей обиды моего партнера — а по сути, до следующей ситуации, угрожающей моей ценности.

Какой здесь может быть мотивация достижения? Ну для начала, создать (прокачать) устойчивое ощущение САМОценности: независимости самооценки от отношения других, да? И, конечно же, много чего можно созидать в самих отношениях — вкладываться в достижение истинной близости, выстраивать партнерские отношения и так далее. Тема отношений и мотивации достижения в них сама по себе заслуживает отдельной статьи. Так что дабы не перегружать эту, еще раз проясню разницу между двумя видами мотивации на примере работы с лишним весом.

Итак, допустим, у человека есть избыточный вес. Является ли это опасностью? Несомненно. Лишние килограммы дополнительно нагружают суставы, мышцы, сердечно-сосудистую систему — как минимум. То есть, вес угрожает здоровью. А помимо этого, лишний вес угрожает самооценке (не у всех, конечно же, но у многих), не так ли? Плюс ограничивает, зачастую лишает возможности заниматься чем-то. В общем, опасность налицо. И вот человек решает: хочу избавиться от лишнего веса. Это, как вы понимаете, мотивация избегания: я хочу убрать со своего тела эти дополнительные килограммы, дабы уйти от связанных с ними угроз. Человек начинает “шевелиться”, прикладывать усилия, чтобы похудеть. Чтобы избавиться от этого самого лишнего веса.

Допустим, у него получается, он стройнеет. Иначе говоря, достигает стройности. Казалось бы, чем не мотивация достижения? Вполне ведь себе она, да? А вот не совсем. Тут есть нюанс. Смотрите: если цель — именно “достичь стройности”, то это та же мотивация избегания (избавиться от лишнего веса и связанных с ним опасностей), вид, как говорится, сбоку. Почему так? Да потому что когда эта цель — ДОСТИЧЬ стройности (стать стройной/стройным) — будет реализована, человек что? Правильно, испытает облегчение (во всех смыслах). И — расслабится. Что дальше? Дальше он снова начнет набирать вес.

Ибо мотивация избегания является движущей силой до тех пор, пока есть опасность, от которой мы, собственно, стремимся “сбежать”. В нашем случае — лишний вес. Нет его — нет опасности. И — нет мотивации.


А какой же в данном случае будет мотивация достижения? Как минимум, БЫТЬ стройным (стройной). Ибо в русском языке глагол “быть” имеет какой смысл? Оставаться (кем-то, в чем-то, где-то) на протяжении длительного времени. Так ведь? Другими словами, эта цель может звучать так: стать стройным и оставаться стройным. И это уже — она, мотивация достижения. Ведь поддержание, сохранение стройности (если уж человек, что называется, “склонен к полноте”) — процесс созидательный. Творческий, если хотите. Нашему человеку придется изменить, переосмыслить и — буквально — создать себе новые правила жизни: привычки, паттерны, даже некоторые ценности переоценить. К слову, это одно из ключевых направлений моего авторского проекта “Лёгкость”.

Быть стройным — один из вариантов мотивации достижения в данной теме. Есть и другой. Например, как в случае с той же безопасностью, мы можем рассматривать стройность как базу — для достижения чего-то большего. Чего-то важного для вас.

В общем, думаю, вы понимаете: разница между двумя этими видами мотивации в том, что первая (избегания) достаточно кратковременна и действует до момента избавления от некой “опасности”. Зато она дает много энергии именно для старта, для того, чтобы НАЧАТЬ действовать. Кстати, именно она чаще всего и приводит людей, например, в ту же “Лёгкость”. А вот мотивация достижения дает энергию для того, чтобы продолжать, для того, чтобы идти не “от чего-то”, а к чему-то. К удовольствию, к чувству глубокого удовлетворения в конечном итоге.

Так что, друзья, не бойтесь отрицательных формулировок — наше бессознательное отлично воспринимает частицу “не”. Просто используйте эти самые формулировки грамотно. Если вам нужна энергия, чтобы НАЧАТЬ двигаться, шевелиться, что-то делать — активируйте мотивацию избегания. А попутно — создавайте мотивацию достижения. Ищите то, что вы хотите и будете созидать. Дабы не остановиться в на “полпути” и не побежать по кругу.

P.S. Почему на иллюстрации к статье доктор Грегори Хаус? Честно: не знала, как проиллюстрировать) А доктора Хауса люблю за честность и умение выходить за рамки, ставить под сомнение привычное, вытаскивать (и "вытаскиваться") из зоны комфорта. И - активировать мотивацию достижения :))
___________________________________________________________________________________
Копирование материалов на сторонние сайты запрещено, а вот за репосты в социальные сети с указанием
ссылки буду весьма признательна))).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц