Найти тему
Мнемозина

Как в СССР реки поворачивали, поворачивали, да не повернули

Оглавление

Тридцать три года назад, 14 августа 1986 года, завершилось общественная дискуссия по поводу скандально известного проекта поворота рек. Фактически была предотвращена очередная распилиада, каковых немало было в советское и постсоветское время. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек». А как все хорошо начиналось...

"Я планов наших люблю громадьё..."

Идея переброски стока полноводных рек в засушливые регионы - не чисто отечественное изобретение. Где-то (например, в Китае, в США, в странах Ближнего Востока) такие проекты реализовывались, правда, в весьма скромных масштабах. В 70-х годах XIX века появились первые прожекты, не пошедшие, впрочем, дальше публикаций. В начале ХХ века прожект строительства сети каналов, по которым северные реки питали бы южные регионы, поступил на рассмотрение императору. Но Императорская Академия наук заявила о своем негативном отношении к таким проектам. Аргументы были короткие: денег нет, экологические последствия непредсказуемы.

Сразу после Великой Отечественной войны Академик В. А. Обручев обращался с аналогичной идеей к Сталину, но ответ был тем же, что и в начале века: строительство и ликвидация экологических последствий - за счет инициаторов.

Однако на XXI съезде КПСС прожектеры все-таки убедили партию и правительство, что стране, строящей коммунизм, не хватает будней великих строек. И началась долгая работа по планированию, обдумыванию, обосновыванию.

-2

Основная цель проекта состояла в направлении части стока сибирских рек (Иртыша, Оби, Тобола, Ишима и других) в регионы страны, остро нуждающиеся в пресной воде. Проект был разработан Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхоз). В это же время готовилось грандиозное строительство системы каналов и водохранилищ, которые позволили бы перебросить воду рек северной части Западно-Сибирской равнины в Аральское море.

В результате транспортировка воды в Курганскую, Челябинскую и Омскую области РСФСР гарантировали обеспечение водой малых городов с полным покрытием их потребностей.

Пресная вода вывела бы на новый уровень систему орошения засушливых областей Казахстана, Узбекистана и Туркмении.

Но главной стратегической целью проекта было открытие судоходства по каналу «Азия» (Карское море—Каспийское море—Персидский залив). Так что Жириновский с его идеей помыть сапоги в Индийском океане был не первым.

Понятное дело, такие масштабы строительства и поддержки проекта были энергозатратными, требовали годового потребления энергии около 10,2 гигаватт-часов. Поэтому в рамках реализации проекта планировалось построить атомную электростанцию в Челябинской области.

Главный вывод проектировщиков — реализация проекта даст значительный народнохозяйственный эффект: позволит облегчить решение продовольственной проблемы, увеличит производство экспортного продукта (хлопка), капиталовложения окупятся за восемь-десять лет, сопутствующие негативные эффекты могут быть полностью преодолены.

Кто против планов партии - планов народа?

-3

К середине 1980 годов были подготовлены отрицательные экспертные заключения пяти отделений Академии наук СССР. Группа ученых-академиков подписала подготовленное активным противником проекта геологом Александром Яншиным письмо в ЦК "О катастрофических последствиях переброски части стока северных рек".

Известные писатели Сергей Залыгин, Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Астафьев обращались к руководству страны с требованием остановить проект. По поручению генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была создана экспертная комиссия по проблемам повышения эффективности мелиорации.

Эксперты выяснили, например, что из-за оттока теплых водных масс на юг граница зоны холода в Сибири сместилась бы на 50-70 километров в том же направлении.

Канал нарушал традиционные пути миграции диких животных и рыб, что явилось бы катастрофой для жителей Крайнего Севера.

Эксперты Госплана СССР выяснили, что проектировщики занизили предполагаемые затраты и преувеличили эффективность проекта. Минводхоз заявлял, что стоимость проекта 32,8 млрд р., в то время как по самым приблизительным расчетам экспертов она была никак не меньше 100 миллиардов. Секрет такой хитрости был прост: Минводхоз планировал "потом" дорассчитать смету и тянуть из бюджета немалые деньги на доделки, переделки, доработки и т.д. Точь-в-точь как в наши дни кое-где выигрываются рублевые тендеры и контракты. Да и в целом, как было очевидно по результатам расследований Гдляна и Иванова, этот проект был очередной "распилиадой", кормушкой для Минводхоза и его структур на многие десятилетия.

На самом-то деле проблемы Средней Азии заключались в неграмотном водопользовании из-за гонки за урожаем "белого золота" - хлопка. Это варварское отношение к природе в погоне за прибылями и наградами привело к тому, что Аральское море превратилось в лужицу, которее не очень-то и разглядишь сейчас на спутниковых картах.

Аральское море в 2000 и 2014 годах
Аральское море в 2000 и 2014 годах

Дешево и экологично

На самом деле и в те времена, и сейчас возможна реализация гораздо менее затратного проекта. О нем в журнале "Вестник ВолгГАСУ. Сер.: Стр-во и архит. 2011. Вып. 21 (40)" рассказали М.А. и А.М. Шубины. Суть проекта - в транспортировке незначительной части стока северных рек на юг по трубам большого диаметра путем создания магистральных водопроводов. Вода, в отличие от нефти, является возобновляемым природным ресурсом. Транспортировка воды в трубопроводах исключит важнейшие экологические проблемы, возникающие при строительстве каналов:

  • затопление водохранилищами сельскохозяйственных земель и лесных угодий;
  • потери воды на фильтрацию и испарение из каналов;
  • подъем уровня грунтовых вод, подтопление, заболачивание и засоление прилегающих территорий;
  • нарушение традиционных путей миграции животных и их местообитаний.

Почему же такой проект до сих пор даже не обсуждается? Потому что он малозатратен. Ведомствам и корпорациям поживиться нечем. Это советский Минводхоз оперировал ТЕМИ ЕЩЁ, СОВЕТСКИМИ МИЛЛИАРДАМИ. А теперь такой проект наверняка стоит все столько же миллиардов рублей, которых по нынешним ценам и аппетитам не хватит и на десяток океанских яхт топ-менеджменту.

"Мнемозина"