Найти в Дзене
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ОБ ОДНОМ СЕРИАЛЕ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ОТМЕТИТЬ

.

Из последних фильмов, больше всех понравился мне сериал Сатана, после программы Время, названный так, в честь советских ракет, чертежи и секреты которых пытается похитить ЦРУ. Даже, не стал бы придираться к каким -то мелочам, наподобие тех, что следователь Черкасов (он же, главный герой, ведущий расследование), получился слишком человечным, попивающем втихаря, хотя и очень честным, благородным муровцем. Лишь, когда он мирится с женой, (которая его, ни видеть давно не желает, ни общаться с ним), понимаешь, что этот ход сделан в угоду семейной православной, современной нашей стране, идеологии, ибо в таких ситуациях, уже, не мирятся, а расходятся, либо, лишь терпят друг друга. Ибо разбитое, уже не склеишь, даже, не смотря на то, что у обоих появляется радостный повод – выздоровление сына. И все таки, сцена примирения Черкасова с женой, вышита белыми нитками, и это, пожалуй, единственное самое большое, неудачное место на фоне неудач остальных , которых, касаться, пока, не стану. Если даже сын оказавшийся в беде, не сделал двух отчужденных супругов ближе, тогда и радость его выздоровления – вернувшая супругам взаимность, временна. Сцена объятий супруги с мужем, (с обещанными ему, пельменями), выглядит фальшиво.

За, то, больше всех героев удался, конечно, диверсант Рыбак. В отличие от человечного Черкасова, он как раз, сверхчеловечен, хладнокровен, храбр, умен, расчетлив, и трезв, хотя, почему -то именно, он и вызывает симпатию, после того, как бежит с обманутой им, в самом начале, Ольгой, (после серии своих вынужденных убийств, совершенных в ее присутствии.) Да, и как ему не сочувствовать? Русский. Из раскулаченных крестьян. Если и работающий на Америку, то из чистой ненависти к СССР, из идеи , а не из-за продажности. Даже, не стал смотреть последнюю серию, отложив ее - на потом. Хотелось бы, что бы обоим (Рыбаку, и Ольге) удалось бежать в Латинскую Америку, как оба, поначалу, и задумывали, хотя, и подумалось о том, что Рыбака убьют в конечной серии, в сцене перестрелки с майором Черкасовым.

Что (как выяснилось, уже, позже) и произошло.

Люди , подобные таким диверсантам , не сдаются живыми - властям. Рыбак, (он же, Николай Рыбаков) в этом смысле абсолютно контрастен предателю-ученому Сергею Медникову, который, как выясняется и совершил убийство своей молодой ассистентки, в самом начале фильма, даже не смотря на то , что и ученого Медникова не назовешь продажным, ибо и в его действиях, в его связях с ЦРУ, сквозила ненависть к СССР, а точнее говоря к тем, кто превратил его Родину – в пустыню лжи, в которой , даже, такой большой и заслуженный ученый как Медников – стал лишь летучей, стелющейся пылью в близящемся закате советской эпохи.

Эпохи, которая окончится через два десятилетия.

Однако, и он, (как ни странно) не вызывает ни отвращения, ни даже , человеческого презрения, в котором признается ему Черкасов. Во первых потому , что и в нем есть положительные, человеческие качества. В конце концов, именно он вытащил сына следователя Черкасова с того света. Это его стараниями, его хлопотами, сын Черкасова оказался у нужного и секретного врача, который один в стране, и мог его вылечить от болезни облучения.

Вот следователь Черкасов его и отблагодарил.

А заодно, и направил и спасенного своим же (уже арестованным) подозреваемым - сына в служители МУРа. А во вторых, потому , что на фоне, простите, самых что ни есть, ублюдочных физиономий кэгэбшников, (а в сериале они выглядят именно ублюдочными) , даже ученый Медников выглядит человечным, вызывающем сочувствие , поскольку, как выясняется, пострадавшим от КГБ, причем, пострадавшем, уже, два раза.

И оба раза – весьма тяжело.

В первый раз, когда его совсем еще юного избили следователи, за танец с американкой , сделав его на всю жизнь инвалидом, а второй раз, уже теперь, когда, Медникова Черкасов, в редкую минуту трезвости, наконец вычислил, передав его кэгэбэшникам. Поэтому, даже такой человечный и благородный Чекрасов у меня как -то , лично, не вызвал особенных положительных чувств. Хотя, возможно моя оценка - пристрастна.

Больше всех у меня вызывал сочувствие Рыбак.

Пусть, и, во время великой отечественной войны перебежчик к немцам, (это не вызывает осуждения, в виду того, что ему, как сыну раскулаченного отца, наверное, было, за что ненавидеть Сталина, и созданную им систему.) По крайней мере, в отличие от Медникова он был готов платить сам за свой выбор, своей жизнью в бою с системой, а не совершать это за деньги. Именно Рыбаком ,я ,почему -то, сразу же и проникся.

Ради него и смотрел всю эту, запутанную историю.

Пока смотрел, им я даже и восхищался и немного завидовал, честно , понимая, что мне так себя вести , совершая такие поступки, было бы , пожалуй, слабО. Может быть, потому, что не хватило бы мне такой силы отчаянья, доведенной до автоматизма – ежесекундной готовности стрелять, или быть убитым. Хотя, потом подумал, что наверное смог бы, если бы ненависти во мне было побольше, и если не стал бы я сознательным христианином.

Даже если вспомнить одну сцену убийства проститутки.

Обычно я сочувствовал всегда проституткам, (а одну ,даже, любил)Эта же , расчетливая проститутка ( какая та, неодушевленная , почти, как кукла) не вызвала в фильме никакого сочувствия.. . Как ни странно, лишь в момент смерти, в ее лице появились признаки души, возникшие в предсмертном стрессе. Поэтому ее все таки , даже становится жалко. Не ее саму, а ее загубленную, не до конца умершую в теле, душу.

Хотя, больше всего запомнилась другая сцена.

Это сцена в заключительной серии, которую я посмотрел лишь несколько дней спустя, и то, по интернету, в которой раненый Рыбак, обещает уже умирающей Ольге найти ее на том свете, (в ответ на ее религиозную просьбу о том. ) Эта сцена получилась настолько пронзительной , что даже задумался, а встретятся ли они (Рыбаков и Ольга) в Раю? Я бы ответил, что да. И добавил бы, что в Раю, а не в Аду, как ни парадоксально это бы прозвучало.

В конце концов, что такое Ад?

В случае Рыбакова, Ад, это та ненависть к системе, которую он сумел бесстрашно выразить , (и тем самым, и исчерпав, заложенную у него программу зла.) А что такое Рай? А Рай , (а точнее говоря кусочек Рая), это встреченная им Ольга, которую он полюбил, вначале представившись ее сгинувшим на войне братом.

Любящие встретятся только в Раю.

Наконец, Рай, это та самая единственная, небесная Родина человека, которому земная Родина стала чужой. Если, Рыбак встретил кусочек Рая при жизни, Рай он и обретет уже после смерти. Может быть не сразу, через духовное покаяние и мытарства…

О чем еще думалось, весь этот сериал?

Прежде чем продолжить и завершить свою мысль, отвлекся бы , признавшись в том, что если я люблю СССР , то совсем, не потому, что его я идеализирую, (идеализирует любовь, а не сам человек, который всегда должен оставаться сознательным), не потому, что я отрицаю зло, которое было и при СССР, как и при каждом строе, как было и бесправие диссидентов при СССР, очереди за джинсами, или, за бананами, и много что, другое.

Но было, и нечто прекрасное.

Не на уровне обманного покрывала скрывающего зло., (наподобие красивых клумб с цветочками в саду больницы имени Кащенко, о которых так беспокоились медсестры, ибо, лишь эти цветы и прикрывали и несчастье людей, в роли жертв, и зло социальной системы) , нет. В СССР действительно была атмосфера дружбы, любви, и коллективизма ни в урон индивидуальности человека. И дети были детьми, то есть - цветами жизни.

Вот эту волшебную , поэтическую атмосферу я и люблю.

Хотя, я и сам отчасти был диссидентом при СССР. Уже тогда меня часто задерживала милиция за мою прическу и одежду. И в комсомол я не вступил, из религиозных побуждений, развешивая религиозные стихи в 1986 году на стенах , за что я так же столкнулся с системой. Но вспоминая это, все равно лишь СССР - и люблю, как родную Державу. Люблю потому что в ту пору я узнал свет, и любовь, и, даже, открыл Христа.

За это, СССР и благодарен .

Я люблю СССР, но совсем не идеализирую его, (что делать крайне глупо, если вообще возможно.) Конечно, и при СССР брежневской эпохи были бесправные люди, (среди которых были люди очень достойное), инакомыслие преследовалось, диссиденты сидели или в лучшем случае, изгонялись. Но во первых, в СССР людям давали жить, не мешали никому.

Нравится писать стихи о Боге, пиши, только печатать не будем.

Делай что хочешь , только не выступай против СССР, таково было золотое правило брежневской эпохи. Не хочешь работать, хочешь заниматься творчеством, быть непризнанным художником? Пожалуйста. Работай дворником, и квартиру дадут, и нормальную зарплату. Разумеется, система и есть система. Человеку чужда любая система, если он личность, герой, пророк, или поэт. И на самом деле, христианство не про идеальную систему, а про личность, которой чужд мир.

И про душу которая больше всего мира.

Просто, люди при СССР были значительно добрее и отзывчивее, и власть была народной, (а не в дурном, или ложно-самодержавном смысле трансцендентной) , заботящейся о народе - хотя бы в самом земном, мирском, или, социальном понимании.

Ради людей эта система и существовала.

Не говоря о том, что в послевоенном , послесталинском СССР было больше христианских черт, чем в нынешнее время. Я бы сказал, что СССР христианизировался если не религиозно, то культурно, в отношении к войне, культуре, земле, людям.

Такова черта поздней советской культуры.

Вот и думалось мне по ходу просмотра сериала, о том, что если СССР и развалили, то конечно, же не шпионы, и даже , как ни странно, не такие заклятые враги СССР, как Рыбак, а такие люди, как Стас Шелест, (вписанный в официальную систему художник, больно , напоминающий мажора ) и такие как его девушка Юля, мечтающая уехать на Запад. Я пишу конечно же о приспособленцах.

И еще о тех, кого философ Дугин называет шестой колонной.

Подчеркнул бы, шестой , (а не пятой), состоящей из внешне покорных системе, и ей толерантных людей, из числа лиц, хорошо при власти, устроенных . Это , конечно, не Навальный. А возвращаясь к сериалу, заметил бы, что может быть Брежнев получился малоправдоподобным.

Это говорит о том что Брежнев - сложен.

Именно сложных людей труднее всего изобразить. За то сюжет в сериале интересен, да и атмосфера похожа, да и Андропов неплохо удался, в отличие от Брежнева. Но даже не это главное, главное, то , что сериал этот, открывает самые неожиданные чувства.

И фильмы, и книги учат сопереживанию.

И все таки, сопереживание рождается, когда мы другого (с нашей точки зрения более идеального) человека, воображаем на месте себя, а сочувствие рождается - когда мы видим, или обнаруживаем себя - на месте другого.

Иногда провести эту границу – трудно.

Кино все-таки должно быть немножко для людей. Не в угоду людям, а просто для людей, (подчеркнул бы, что для людей, а не для денег.) Для таких одиноких, как я, и для сотен других таких же людей. Должно же всех одиноких, но очень разных людей что -то роднить.

Например, телевизионные сериалы о СССР.

Хорошая книга дарит отдых от одиночества внешнего., (ибо книга способна заменить мир, а любимые авторы- друзей), а хороший фильм - дарит отдых чаще от одиночества внутреннего, от одиночества душевного, психологического, или, возрастного.

Поэтому, иногда , даже , телевизионные сериалы , нужнее книг.