На облигации Общества Ораниенбаумской электрической железной дороги, которая есть в нашем Музее, можно увидеть размашистую подпись «Князь А.Д. Львов». Это один из учредителей Общества и главный публичный локомотив проекта Оранэлы. Достаточно сказать, что на своей знаменитой Львовской даче в Стрельне он выделил место под разворотное кольцо Оранэлы. По сути именно от Стрельны после торжественной закладки 16 июня 1913 года в две стороны — к Ораниенбауму и к Петербургу началось строительство первой русской электрички.
Но почему на парадном портрете Александр Дмитриевич, пусть и незаконный, но потомок императора Павла I (его дед был незаконнорожденным сыном великого князя Константина Павловича) — вдруг в пенсне и в пожарном шлеме? Таким же мы видим его и на памятнике у Львовского дворца в Стрельне.
Дело в том, что еще детским увлечением маленького князя было пожарное дело. Маменька даже выделила ему место на краю Стрельнинской дачи, дабы Сашенька занимался делом, да не учинил бы при этом пожару.
Когда тому исполнилось всего 17 лет под княжеским началом была самая подготовленная и оснащенная пожарная команда в России! С 25-метровой каланчи он полностью контролировал всю обстановку вдоль Петергофской дороги. Благо в Ульянке у него был единомышленник — другой Александр Дмитриевич — граф Шереметев.
Сколько людей и добра спасли команды огнеборцев под началом князя и графа — сказать трудно. Но деревянные дачи вдоль Петергофской дороги горели регулярно.
Вообще князю Львову до всего было дело!!! Он имел два десятка должностей в уважаемых общественных организациях того времени. Неудивительно, что за строительство Оранэлы князь взялся с большим энтузиазмом и во многом в том виде, в котором дорога оказалась построена к революции, она была обязана его кипучей энергии и обширным связям. Интересно, что с появлением Львова в правлении Общества видоизменился даже проект — Оранэлу разрешили прокладывать прямо через Петергоф, хотя до этого царская семья категорически выступала против этого, требуя обход.
Умер один из отцов Оранэлы в безвестности в Петрограде в 1922 году, проживая в обычной квартире на Тверской улице. Об этом стало известно относительно недавно. Думаем, пребывавшему Александру Дмитриевичу все же было спокойно на душе от того, что поезда Оранэлы уже ходили до Стрельны, и наверняка мечтал, чтобы заработало кольцо у его любимого (уже национализированного) дворца. Трамваи придут туда в 1924 году, через два года после смерти «огненного князя».