Некоторые взрослые люди не умеют справляться со своими слабостями, что уж говорить о детях. Дети по природе своей любопытны. Конечно, многое зависит от воспитания, но даже самого воспитанного ребенка можно спровоцировать. В одном из советских фильмов проводили эксперимент: детям давали пострелять из пневматического ружья и за каждое попадание те получали по монетке. Был выбор положить монетку себе в карман или положить в фонд класса. Дети, зная об эксперименте, помещали монетки в фонд класса, но что было бы, если бы камеру убрали?
Иногда я выхожу из зала в то время, когда ребята ещё находятся внутри. При этом я стараюсь не оставлять журналы на столе. Не потому что я не доверяю ребятам, а потому что понимаю, что соблазн велик и кто-то да захочет полистать и посмотреть на то, что там да как. Я могу оставить бумаги на столе, но велика вероятность, что зайдя в зал, я кого-то застукаю за перебиранием листков. Безусловно, будет разъяснительная работа, но кто больше виноват? Ребята, которые ещё не умеют себя контролировать или я, который, зная детей, спровоцировал их?
Бывает, дети приходят и с горящими глазами рассказывают, как кто-то из класса «стырил» у учительницы телефон со стола и что теперь у них будет родительское собрание. Для них это целое событие, я помню пару случаев, когда телефон так и не нашли. И опять ребенок, как Раскольников из «Преступления и наказания», каждый раз проверяет «тварь я дрожащая или право имею». А когда без присмотра лежит телефон, конфетка, деньги, то не всякий может себя остановить.
Мне года три назад ученицы рассказывали, как их одноклассница забирала даже бумагу из учительского стола. А что? Там бумаги много, возьмет штучек десять и не так заметно будет. Или был случай, когда девочке новый телефон купили, она в классе похвасталась и ей завидовать стали. Она вышла из кабинета, а когда вернулась, увидела свой телефон под пеналом с разбитым стеклом. Вряд ли кто-то специально бил, скорее хотели быстренько поглядеть на это чудо и уронили нечаянно. Детей окружают соблазны. Конечно, нужно объяснять, что так делать нехорошо, но только к средней, а то и к старшей школе начнет появляться определенное самосознание.
Бывает, что дошкольники подходят к моему столу и начинают трогать мои вещи. Они совершенно не хотят ничего плохого, им просто любопытно, а так как они маленькие, они могут ещё и вещь на место не вернуть. Зная, всё это, можно просто не оставлять на столе ничего ценного. Не провоцировать людей.
Может быть, и менталитет у нас такой, что любая «бесхозная» вещь сразу же обретает своего хозяина, но ребенок так вообще находится в группе риска. Дети хотят быть хорошими, поэтому для них нужно создавать ситуации, где они могут эту «хорошесть» проявить. Просить их о помощи, вовлекать в совместную работу, учить не брать, а давать.
У меня в детстве был случай, когда мы с мамой в магазин зашли за покупками и какой-то мужчина, расплачиваясь, уронил пятирублевую монетку. Ему большому не было видно, куда монетка закатилась, а я маленький её приметил и, когда мужчина ушел, поднял её. В какой-то момент во мне боролись два состояния, мама, заметив это, попросила рассказать, что случилось. Совместно было принято решение монетку вернуть и у меня, я помню, прям камень с души свалился. Потому что тогда решался вопрос: «Что хорошо, а что плохо?». Мы пошли искать того мужчину, и мне было радостно, что я могу вернуть чужое.
Но я видел и другое. В магазине старушка укладывала кошелек в сумку, и вдруг у неё кошелек раскрылся, и посыпались деньги. Она их стала собирать, но несколько монет откатились к охраннику. Охранник посмотрел на них и, не моргнув глазом накрыл подошвой своего ботинка, так он и ждал, когда старушка уйдет, чтобы собрать свои несколько монет.
Мы живем в мире соблазнов. И очень важно не провоцировать других людей. Особенно, если это маленькие люди. Они ведь могут не справиться, а потом, сделают такое поведение нормой своей жизни.