Провал не помешал фильму «Сквозь горизонт» обрести культ спустя несколько лет после выхода. Сейчас он считается лучшей работой режиссера Пола В.С. Андерсона, за плечами у которого «Смертельная битва», «Солдат» и «Обитель зла».
После выхода на большие экраны фильма «Смертельная битва», Андерсона забросали предложениями. Режиссер сразу отказал продюсерам «Людей Икс», ибо не хотел работать с фильмом, который нужно было уложить в рамки подросткового рейтинга. А вот над двумя другими предложениями он какое-то время раздумывал.
Андерсону предложили сценарии «Чужого 4» и «Сквозь горизонт». В итоге он выбрал именно «Сквозь горизонт». Сам Пол утверждает, что все дело только в сценарии, но поговаривают, что в «Чужом 4» ему предлагали гораздо меньший творческий контроль.
Сценарий высокобюджетного фантастического фильма рассказывал об экипаже спасательного судна, которое было отправлено на поиски первого космического корабля, обладающего двигателями для сверхсветовой скорости. Исчезнувший когда-то корабль внезапно объявился на орбите Нептуна.
Пришедший в проект Том В.С. Андерсон начал с того, что убрал из сценария инопланетян. Концепция дома с приведениями в космосе ему нравилась больше, чем очередное кино про злобных пришельцев, захвативших земной корабль.
Съемки фильма проходили в течение шести месяцев на британской Pinewood Studios. В соседних павильонах как раз снимали «Широко закрытые глаза» Стэнли Кубрика. Съемочный процесс был тяжелым, но проблемы у фильма начались уже после того, как «Горизонт» уехал на постпродакшн.
Старт им положил перенос премьеры «Титаника» Джеймса Кэмерона с летнего сезона на зимний. Студия Paramount совершенно внезапно осталась без летнего релиза. Полу Андерсону приказали в кратчайшие сроки подготовить «Сквозь горизонт» к августу. Это означало, что у картины меньше десяти недель на постпродакшн. Для масштабной ленты это очень маленький срок.
В первую очередь под удар попали все спецэффекты. Часть из них попросту не успели бы закончить, ибо в 1997 году студий, занимающихся визуальными эффектами, было меньше и работать над их созданием им приходилось дольше. Под нож пошли несколько сцен с «космическим адом».
Пол В.С. Андерсон уже договорился с группой Orbital о записи саундтрека, но студия забраковала идею, вынудив режиссера подписать композитора Майкла Кэмена, что породило лишние проблемы. В итоге саундтрек к фильму Orbital собирали вместе с Кэменом.
Времени на полировку материала катастрофически не хватало. Первая версия, которую отправили боссам Paramount, их совершенно не устроила. Наспех собранный второй вариант отправили тестовой группе, которая аналогична руководству студии, осталась от материала не в восторге.
Студия приказала вырезать из фильма более тридцати минут материала. Пол Андерсон справился с задачей, но вмешалась рейтинговая организация MPAA, которая выдала полуторачасовому варианту картины жесткий рейтинг NC-17. Естественно, подобное не устраивало никого и Андерсона вновь отправили в монтажную комнату.
С четвертой попытки MPAA все-таки удалось продавить и «Сквозь горизонт» получил заветный R. Так как времени на раскрутку фильма у студии не было, «Сквозь горизонт» попал на большие экраны практически без рекламной поддержки. Действия студии привели к мощному провалу в кинотеатрах. При бюджете в 70 миллионов долларов, вернуть картина смогла лишь 26.
Курт Рассел, через год работавший с Андерсоном над фильмом «Солдат», сказал режиссеру, что расстраиваться ему точно не надо, ибо «Сквозь горизонт» имеет все шансы стать культовым со временем. Что, в принципе, и произошло.
В начале нулевых, когда «Сквозь горизонт» уже обрел свой нынешний статус, студия Paramount предложила Андерсону выпустить режиссерскую версию. Андерсон, естественно, согласился. Но оказалось, что часть отснятых материалов пришла в негодность, а местонахождение другой части попросту не было задокументировано. В 2012 году сообщалось, что студия где-то нашла полную 130-минутную версию. Но спустя какое-то время Пол В.С. Андерсон заявил, что материал из-за сильного повреждения пленки, не удастся использовать.
Голливудские студии с неохотой признают свои ошибки. Но Paramount в этом плане – исключение. Студия несколько раз заявляла о том, что она очень сожалеет, что не выпустила в кинотеатрах самую первую версию фильма и если бы это было в её силах, то она бы обязательно выпустила режиссерскую версию.
Поверить Paramount можно, ибо они уже демонстрировали подобный фокус с фильмом «Расплата», который спустя несколько лет после выхода в кинотеатрах, получил режиссерскую версию, которая подарила зрителю совершенно другой фильм.
Stay Tuned!
Любопытная история о дебютном фильме Джеймса Кэмерона
Как подъем с глубины сорвал перезапуск Кинг Конга