В послевоенное время страна строилась огромными темпами: образовывались новые районы, а порой и города. Один из таких городов строился в Поволжье. Это был моногород, как и Тольятти, судьбой это города стал выпуск крупных грузовиков под маркой КАМАЗ.
Место было выбрано неспроста: город построен вблизи рек Кама и Волга, неподалеку проходила железная дорога. Эти транспортные артерии позволяли без проблем осуществлять питание завода комплектующими. Имевшийся город с населением 30 тысяч было запланировано довести до населения 350 тысяч (в настоящее время в Челнах проживает более полумиллиона человек)
Строится завод начал в конце 60-х, стройка стала воистину всесоюзной: сюда ехали работать со всех уголков страны, в начале 70-х стройка была объявлена ударной комсомольской. Люди, участвовавшие в стройке, впоследствии находили работу на автозаводе или связанных с ним предприятиях. Строительство завода продолжалось до начала 90-х, к моменту начала перестройки проект строительства был реализован на 81%.
Новый грузовик для автогиганта разрабатывали на ЗИЛе, где уже шли ходовые испытания бескапотного ЗИЛ-170, который и лег в основу первых КАМАЗов.
Но решать вопрос приходилось комплексно: дорожная сеть страны была развита слабо, большинство дорог допускало осевые веса не более 6 тонн, из-за чего даже в планах на 70-е годы на долю малотоннажных автомобилей планировалось порядка 80% всех грузоперевозок. Тем не менее, об эффективности перевозок задумывапались всерьез и именно трехосный 8-тонник от КАМАЗа должен был позволить сделать качественный рывок в грузоперевозках.
Не стоит забывать о МАЗ-500, который имел грузоподъемность 8 тонн. Наличие этого грузовика может ввести в заблуждение, но лишь до определенного момента: осевые веса автомобиля составляли 10 тонн, а это накладывало существенные ограничения на географию его эксплуатации. В советской прессе был приведен любопытный пример-сравнение: если по дороге пройдет 40 грузовиков 4X2 с 10-тонным осевым весом, то разрушающее воздействие на дорогу будет таким же, как от 600 двухосных (или 300 трехосных) автомобилей с осевым весом 6 тонн . Общее же количество перевезенного груза в первом случае 320—400 тонн, а во втором — свыше 2400, то есть в шесть-семь раз больше.
КАЗ не справлялся с выпуском седельных тягачей, поэтому основное производство их после запуска нового завода было в Набережных Челнах. Новый автомобиль получил дизельный двигатель с мощностью 210 л.с. - такого еще не было на советских грузовиках.
Также уже в те времена был вариант КАМАЗа с так называемым "ленивцем" - подъемной осью, которую водитель опускает по мере необходимости. Таким образом предлагалось экономить топливо. Такую конструкцию к тому времени уже успешно реализовали на МАЗ-516 и ЗИЛ-130Г
16 февраля 1976 года с конвейера в Набережных Челнах сошел первый КАМАЗ-5320. Уже через три года после запуска завод выпустил 100-тысячный грузовик.
Модель 5320 выпускалась до 2001 года. Увы, многому из запланированного было не суждено сбыться. например, уже тогда конструктора предполагали, что даже 210-сильный мотор не сможет полноценно справиться с движением груженого КАМАЗа с прицепом в горку. Из-за этого планировались модификации с более мощными моторами. Увы, по ряду причин, 5320 так и остался всег ос одним двигателем в линейке моторов. Из-за этого и случилось то, чего так боялись инженеры: на двухполосных дорогах при затяжных подъемах грузовики стали сдерживающим фактором для всего остального потока.
Тем не менее, автомобиль был прорывным для своих времен, на нем было масса новейших технических решений.