Найти тему

Метрополитены мира. Выпуск 77. Нюрнберг

(с) Marco Nürnberger, CC BY-SA 2.5
(с) Marco Nürnberger, CC BY-SA 2.5

Во втором по численности городе Баварии подземный транспорт предлагали построить ещё в первой четверти XX века, но от идеи до реализации метрополитен прошёл путь почти в 50 лет.

В 1925 году молодой инженер Оскар Фрейтаг воодушевился идеей построить в Нюрнберге подземный метрополитен. Однако страна переживала не лучший период, поэтому его проект сочли для тех времён дорогим и сложным к воплощению. В результате под землёй провели обычные трамвайные маршруты.

С началом так называемого Немецкого экономического чуда нюрнбергский транспорт всё увереннее двигался в сторону строительства именно системы метро. В течение 1950-х и 1960-х годов будущее транспортной инфраструктуры города изучали сначала профессор Макс-Эрих Фейхтингер, а затем и профессор Вальтер Ламберт.

(с) Michael Heimerl, CC BY-SA 3.0
(с) Michael Heimerl, CC BY-SA 3.0

Господин Ламберт, пользовавшийся авторитетом в транспортных кругах, настаивал на том, чтобы под Нюрнбергом проложили модернизированную трамвайную систему с элементами лёгкого метро, с чем городской совет согласился в 1963 году. Но через два года администрация Нюрнберга передумала – решили не мелочиться и строить сразу метрополитен. Впрочем, без начальника городского управления планирования Ганса фон Ганффстенгеля и премьер-министра Баварии Альфонса Гоппеля проект мог бы и не состояться. Первый решительно раскритиковал Ламбертовское переходное решение, а второму удалось добиться финансирования проекта.

(с) Michael Heimerl, CC BY-SA 3.0
(с) Michael Heimerl, CC BY-SA 3.0

Открытие Нюрнбергского метрополитена состоялось 1 марта 1972 года. В тот день заработал участок первой линии от Langwasser Süd до Bauernfeindstraße. В последствии линия U1 будет продлеваться ещё не раз, а в марте 1984 года схема метрополитена пополнится линией U2. Третью линию U3, самую современную технически и архитектурно, горожане получат лишь 2008 году. На данный момент общая протяжённость действующих линий составляет 37,1 км, из которых 4,5 км проходят на поверхности и 1 км – на эстакаде. При этом в метро работают 48 станций.

(с) HerrMay, CC BY-SA 3.0
(с) HerrMay, CC BY-SA 3.0

Для баварцев, как и всех немцев, привычно много работать и много отдыхать. Поэтому метро открывается рано – в 4:40, и работает до часа ночи. В отношении билетов система продумана не хуже. Разовый проездной стоит 230 рублей, в счёт включены одна поездка на одну персону, сам билет действителен 90 минут. Но если пассажиру требуется проехать всего 2 станции на метро и 4 остановки на автобусе или трамвае, то можно купить специальный билет за 120 рублей.

Хотя за такую короткую поездку турист вряд ли успеет изучить старые немецкие метропоезда, которые всё ещё курсируют на линиях. Да и станции с их частично необычным, а где-то и по-немецки классическим дизайном сложно будет разглядеть. Но если время позволит, обязательно устройте себе мини-экскурсию по Нюрнбергскому метрополитену, здесь есть и остатки старых городских стен (станция Rathenauplatz), и мозаики с историей пассажирского железнодорожного транспорта (станция Jakobinenstraße).

(с) Gnu1742, CC BY-SA 2.5
(с) Gnu1742, CC BY-SA 2.5

По традиции немного особенностей Нюрнбергского метрополитена:

· Метрополитен Нюрнберга, официально именуемый Nürnberger U-bahn, стал четвёртым метрополитеном Германии. Его опередили Берлинский, Гамбургский и Мюнхенский.

· Система охватывает весь город, соседний Фюрт и пригороды.

· Помимо основных линий U1, U2 и U3, в городе действуют оранжевая линия U11 (Messe – Eberhardshof) и жёлтая U21 (Röthenbach – Ziegelstein). U11 – это своего рода дополнительная линия в рамках U1, функционирующая в часы-пик по наиболее загруженному участку. А U21 – это обозначение для поездов, которые в час-пик заканчивают свой маршрут на станции Ziegelstein, дальше идёт одноколейный участок.

· Линия U3 полностью автоматизирована с первого дня работы. В 2010 году на автоматику перевели вторую линию, автоматизация первой стоит в приоритете.

· Линия U1 – самая длинная, но проехать её можно всего за 35 минут.

(с) Achates, CC BY-SA 3.0
(с) Achates, CC BY-SA 3.0

· Как и все немецкие метрополитены, Нюрнбергский работает без турникета, но с контролёрами. Зайцев здесь много, но самые неудачливые платят штраф почти в 3000 рублей. Сами немцы, конечно, предпочитают не рисковать и покупают проездные.

· Также в вагонах работают автоматические двери, а значит, лучше не пытаться забежать в поезд на последней секунде.

Сейчас в метро используются три вида составов. VAG Класс DT1, первым поступивший на службу, успели поработать и в Мюнхенском метрополитене, когда во время проведения там летних Олимпийских игр 1972 года не хватало местного подвижного состава. Для некоторых вагонов в честь этого события сделали памятные наклейки, расположенные рядом с дверью в кабину машиниста.

VAG Класс DT1 (с) Michael Heimerl, CC BY-SA 3.0
VAG Класс DT1 (с) Michael Heimerl, CC BY-SA 3.0