Черная акула. Россия, 1993. Режиссер В. Лукин.
исторический период, место действия: Афганистан 1990-х годов.
обстановка, предметы быта: горы, пустыни, завод по производству наркотиков, казармы, роскошный дом местного олигарха Карахана, вертолеты, иная военная техника, оружие.
приемы изображения действительности: квазиреалитичные.
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи — спецназовец и его сослуживцы — вооруженные и тренированные носители гуманистических идейж; отрицательные — наркобарон Карахан и его приспешники — носители антигуманных идей. Персонажи часто одеты в военную или полувоенную форму. Одежда богача Карахана более разнообразна. Мимика и жесты персонажей часто форсированы.
существенное изменение в жизни персонажей: афганский мафиози Карахан построил завод, изготовляющий наркотики.
возникшая проблема: мощный наркотрафик, организованный Караханом, угрожает жизням тысяч людей…
поиски решения проблемы: спецслужбы США пытаются захватить наркозавод, однако боевики из его охраны успешно сопротивляются…
решение проблемы: американских спецназовцев выручает помощник — русский спеназовец: он уничтожает караваны с наркотиками и взрывает дома сообщников Карахана... Вертолет, на котором Карахан пытался скрыться, тоже уничтожен…
Чёрный океан. Россия, 1998. Режиссер И. Соловов.
исторический период, место действия: 1990-е годы. Океанские просторы…
обстановка, предметы быта: российская военная подлодка, корабли, подводный мир, служебные кабинеты главного управления разведки России.
приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры, костюмы и пр. изображены в реалистическом ключе.
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: военные моряки, подводники — носители гуманных ценностей, зарубежные террористы — носители антигуманных ценностей. Большинство персонажей одеты в военную морскую форму. Мимика и жесты персонажей часто форсированы.
существенное изменение в жизни персонажей: зарубежные террористы разрабатывают проект «Джихад», предусматривающий новый вид бактериологического оружия, изменяющего генетический код человека.
возникшая проблема: существование человечества находится под угрозой.
поиски решения проблемы: главному управлению разведки России удается расшифровать дискету с информацией о новом бактериологическом оружии.
решение проблемы: российские подводники ценой своих жизней уничтожают контейнеры с бактериологическим оружием…
Русский спецназ ( Россия, 2002). Режиссер С. Мареев.
исторический период, место действия: Россия начала XXI века, Санкт-Петербург.
обстановка, предметы быта: улицы и окрестности Санкт-Петербурга, военные принадлежности (форма, оружие и пр.).
приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры, костюмы и пр. выглядят условно, что особенно хорошо заметно в свойственных данному жанру сценах драк и перестрелок.
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные российские спецназовцы (изображенные в гротескном, комедийном ключе). Лексика персонажей проста, а многих связана с армейской спецификой. Мимика и жесты персонажей часто утрированны. Их физическое развитие явно выше среднего.
существенное изменение в жизни персонажей: Санкт-Петербург готовится к празднованию своего 300-летия, туда приезжает президент, группа международных террористов готовит покушение.
возникшая проблема: жизнь президента, да и простых граждан города находится под угрозой.
поиски решения проблемы: российские спецназовцы решают бороться с наглыми террористами.
решение проблемы: победа российских спецназовцев над террористами.
Александр Федоров, 2016
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики