ДРЕВНЯЯ РЕЛИГИЯ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ 1
В обществе земледельцев женщина становится более значимым существом с хозяйственной и мифологической точки зрения. Быть матерью для женщины становиться символичным. Женщина отождествляется с землей, она становится, как бы , средоточием плодотворных сил земли, отсюда и выражение " Мать сыра земля". Женщина подобно земле дает жизнь, вскармливает и растит. Женщина рассматривается, как носительница сакральной тайны жизни. В обществах земледельцев, со времен каменного века доминировал культ Великой Богини Матери, при этом необычно сильна была привязанность к женской магии, магии несущей в себе силу и суть плодородия. К тому же выращивание растений породило разделение труда, охотник теперь не является единственным добытчиком пищи для племени . Ответственность за выживание и благополучие людей переходит теперь к женщине. Полевые работы становятся священным ритуалом, главная роль в котором отводится женщине, как хранительнице тайны произрастания. В обществе земледельцев, становится возможным накопление излишков продовольствия, и у людей, таким образом, появляется немного свободного время, что способствует разделению труда и развитию ремесел. Вследствие этого коренного отличия, мифологический и религиозный мир земледельцев гораздо богаче и разнообразней образы богов и героев гораздо ярче, а мифология гораздо разнообразней чем у охотничьих племен. Однако, в мире земледельцев, как любят говорить англичане есть "свой скелет в шкафу". На поверхность всплывает страшная тайна — жизнь порождает смерть, а смерть порождает жизнь . В мифологию земледельческих народов, прочно входит сюжет первого убийства или жертвоприношения , в результате которого , стало возможно выращивание культурных растений . В мифологии земледельцев доминирует представление о том, что первые злаки выросли из тела убитого божества. Вывод очевиден — если вы хотите культивировать жизнь, то вы должны культивировать смерть . Ритуалы земледельческих обществ визуализируют сюжет основного мифа, человек, как бы, лично принимает участие в мифологическом повествовании . Основной миф сообществ такого типа, повествует об аморфности и статичности мира до начала времен ; звери и люди не двигались, не принадлежали ни к женскому ни к мужскому полу. Боги решили оживить этот мир, но для этого им пришлось совершить первое убийство . Одного из богов приносят в жертву, а из его мертвого тела вырастают злаки и другие полезные растения ; люди и животные начинают двигаться, происходит разделение по половому признаку, и вместе с земледелием в мир приходит смерть и сексуальность. Пища начинает осознаваться как плоть бога, то есть, человек, каждый раз во время еды, причащается божественным телом. Все обряды связанные с достижением половой зрелости, жертвоприношения животных и, человеческие жертвоприношения, а так же погребальные обряды, представляют собой формы поминовения первого убийства . Тогда как в обществах охотников , ответственность за убийство возлагается на чужака, члена другого племени или отрицается наличие смерти как таковой.
Одним из основных мотивов в мифологии плодородия, является мотив поклонения солярным божествам. Земледельческие циклы зависят от движения нашего светила. Поэтому солнце обожествлялось, и боги солярного происхождения всегда занимали видные места в языческих пантеонах, земледельческих культур. Центральное место солнца в процессе космогенеза объясняет большое количество солярных мифов, в которых солнце борется со своими злейшими врагами - мраком и водной стихией. Сам бог солнца и его враги выступают в этих мифах в различных обличьях, весьма разнообразны и места сражения между Богом-солнцем и богами мрака. При этом солярные боги являются богами оплодотворителями земли, они отвечают за плодородие земли и вступают с ней в священный брак. У разных народов боги солнца имеют разный статус, где-то божества эти главенствуют в пантеоне, где-то нет, но всюду они присутствуют и везде, хотя и в разной форме, обыгрывается мифологический мотив извечной битвы между солнечным богом и богами мрака и водной стихии. Однако, в более поздних мифах, место солярных богов занимают боги- громовержцы, становясь победителями хаоса и захватывая лидерство среди богов пантеона. Но даже уступив первое место, солярные божества остаются основными покровителями земледельческого цикла. Например славяне отмечали праздник рождения нового светила в день зимнего солцестояния и с этого момента, в течении всего года, продолжались праздники, связанные с взрослением, старением и умиранием солнца.