Эдгар Дега — это те самые «Голубые танцовщицы», вы всё правильно подумали и пришли по адресу. Правда, раскрывать художников интересней не через их самые популярные работы, а те творческие страницы в биографии, о которых вы могли и не догадываться.
Я не буду приводить вам всю биографию Дега, ее легко можно найти в Википедии, только самое основное. Манерный аристократ, который чуть не стал юристом, и хорошо ведь, что не стал! Дега ассоциируется с импрессионизмом, а это не совсем так.
Сегодня мы поговорим о ранней смелой горячей работе художника. В разных материалах она фигурировала под разными названиями, можете выбрать для себя наиболее звучное — Иногда ее называют »Спартанские девушки, вызывающие на состязание юношей», «Спартанские девушки, провоцирующие юношей» или более лаконичное «Состязающиеся спартанцы».
Картина любопытна не просто фактом того, что в ней есть этический диалог о взаимоотношениях мужчин и женщин, а он проявится ярче чуть позже, в современном искусстве, но и открытой трактовкой сюжета, споры по которой не утихают до сих пор.
Полотно находится в коллекции Национальной галереи в Лондоне, и вот каким сопроводительным эссе оно может похвастаться:
Плутарх пишет о том, что законодатель Спарты Ликург приказал Спартанским девушкам принимать участие в состязаниях по борьбе; здесь девушки вызывают юношей к поединку.
Это ранняя работа, начатая приблизительно в 1860 году, была переписана несколько раз. Сохранились многочисленные, связанные с ней рисунки и эскизы, написанные маслом, которые находятся в Fogg Art Museum в Кэмбридже, Массачусеттс".
Дега неплохо обращался с историческими сюжетами, но здесь, как вы понимаете, весь вопрос не к истории. Критики обвиняли художника в эскалации межполовых конфликтов («Художник — это рупор, обращающийся к народу», — говорили ему), во фривольном обращении с образами женщин в этой работе, сексизме, несоблюдении пропорций — в общем, во всех смертных грехах!
Сегодня же полотно воспринимается как часть истории удивительного пути, который прошёл Дега — от заигрывания с салонной академической живописью до смелых бунтарских «выходок» художника-импрессиониста. Но если всеми!
У общества феминисток своё видение этой работы. Так, допустим, они отрицают сексуальное противостояние в этой картине и уверены в том, что эта картина иллюстрирует честное состязание равных.
Как вам «Спартанки» Дега? Лично меня очень впечатлили!
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Впереди — только самое интересное!