Найти тему

Корона Российской империи или снова неуловимый Квентин

"Так вот что было в чемодане у Винсента!"
"Так вот что было в чемодане у Винсента!"

"Однажды... в Голливуде" - это фильм обманутых зрительских ожиданий. И я постараюсь объяснить почему. Однако начать нужно издалека.

Ануар Тлегенов aka ANOIR был на пресс-показе и рассказал о толпе инста-принцесс, торговавших на показе собственными профилями, наплевав на удобство других зрителей. Не иначе, хотели толкануть Квену парочку собственных масок. И речь сейчас будет идти не о них и даже не об Ануаре. А о самом Тарантино.

Так получилось, что Квентин стал заложником собственных приёмов. В чём соль его фильмов в глазах обывателя? Диалоги и кровища. На его работу с окружением, детализированность каждой сцены мало кто обращает внимание. Обилие киноприёмов, используемых Тарантино в каждом фильме, также проходит мимо зрителей. Не смотря на огромное количество словесных перепалок, на саму историю диалоги Квена работают мало. Они лишь делают героев глубже, более выпуклыми и харизматичными. Саму историю Тарантино рассказывает визуально, отрезая от фильма всю излишнюю словесную экспозицию.

"А здесь, по ходу, я могу закосплеить тот мемчик с Траволтой..."
"А здесь, по ходу, я могу закосплеить тот мемчик с Траволтой..."

И обычный ремесленник, нащупав верный путь к сердцу зрителя, продолжил бы клепать однотипные штамповки на потеху. Но Квентин мастер, он видит этот парад еблоторговли на каждом своём показе. Ему известно о том, что в глазах рядового зрителя он дошёл да парочки основных отличительных черт. В таком случае как вы думаете, может ли это удовлетворять творца, обладающего многогранным талантом рассказчика? Ответ, как мне кажется, очевиден.

И, как и любого мастера, его начинают глодать сомнения. Достаточно ли нескольких типичных приёмов для того, чтобы войти в историю кино? Казалось бы, теннессиец давным-давно зарезервировал там себе место. Но любого творца отличает постоянное стремление сойти с проторенной дорожки и идти вперёд сквозь тьму и бурелом, без явной уверенности в успехе данного предприятия.

И потому Квентин во второй раз за всю свою карьеру берёт на вооружение тему переосмысления исторического процесса. Но если "Бесславные ублюдки" работали на то, чтобы удивить зрителя и привести в восторг собственной версией расправы над Гитлером, то "Однажды... в Голливуде" работает совершенно по иному.

Его основная цель - запутать и обмануть зрительские ожидания. И тут пресловутые две-три характерные черты режиссёра начинают работать против зрителя. В качестве примера хочется взять две лучших сцены фильма: съёмка вестерна с Долтоном в роли злодея и Клифф Бут на ранчо "Семьи".

На протяжении первой сцены Квентин лишь разминается, вспоминая собственные постмодернистские приёмы, заставляя сцену лавировать на острие между абсурдом и комедией. Эта сцена - не столько отражение механики съёмочного процесса тех времён. Эта сцена (как и описываемое ею действо) - муляж, подделка, которая, однако, заставляет увидеть в фигуре Рика Далтона нечто большее, чем образ капризного актёра-неврастеника.

Вторая сцена - это апофеоз саспенса. И я не шучу, ибо финал работает в совершенно другом направлении и не ставит себе целью создать напряжение. И каждый раз Квентин в последний момент меняется и обманывает ожидания зрителя. Хотел увидеть растерзанное тела старика, которого жестоко убили члены "Семьи"? Ну что ты, вот он, лежит себе, живой, слепой и пребывающий в объятиях старческого маразма. Ожидаешь, что разъярённая "Семья" набросится на Клиффа и уничтожит его? Повесит на крест, начнёт пытать? Ни в коем случае, Бут не прост и уверенным хуком выбивает дурь из наглеца, заставляя остальных испуганно жаться друг к другу. Ну окей, ты напоследок надеешься, что хотя бы Текс даст отпор этому прощелыге. Ведь неспроста он несётся во весь опор на своём коне, он обязательно должен вовремя прискакать, завяжется кровавая потасовка, будет всё то, за что мы так любим Квентина. Но и здесь зад машины успевает лишь вильнуть на прощание, оставляя злополучное ранчо тонуть в клубах пыли.

Картина маслом "После развода"
Картина маслом "После развода"

Я извиняюсь за то, что настолько ярко и подробно описал эту сцену. Дело в том, что я лишь описывал свои ощущения. Я и есть тот зритель, который ожидал привычного Квентина и раз за разом мои ожидания развеивались. Я с уверенностью могу признаться, что по окончанию фильма ощутил лёгкую тень разочарования, ибо ожидал досконального воссоздания одной из самых больших трагедий Голливуда. И лишь спустя время и разобравшись в собственных ощущениях, понял, что в этом вновь кроется гений Квентина.

Он скрупулёзно вытачивает образ Шерон Тейт, лишив её при этом каких-либо значимых для сюжета действий. Он подарил ей лишь одну большую сцену в кинотеатре и создал чистый и очень светлый образ "жертвы". Того самого невинного агнца, которого должны бросить к подножию алтаря. И создал он этот образ лишь заставляя героиню реагировать на фильмы с собственным участием. Извините, но это мастерство высшего пилотажа!

Я не могу сейчас уверенно назвать "Однажды... в Голливуде" лучшей картиной в карьере режиссёра. Но в одном я уверен точно: мне безумно хочется её пересмотреть в оригинале! И подводя промежуточные итоги (они именно такие, ибо после повторного просмотра их станет больше и они будут глубже):

- это лучшая роль Питта за последние лет десять

- это не лучшая роль ДиКаприо за последние лет десять (у Скорсезе, видимо, кнут пожёстче, из-за чего Лео раскрывается ярче)

- это одна из лучших ролей второго плана в принципе (спасибо за это дуэту сценарного таланта Квена и актёрского таланта Марго)

- это лучший (пользуясь клише супергеройских рецензий) злодей за последние десять лет. Чарльза Мэнсона мы видим на экране от силы минут пять, но его постоянное присутствие мы чувствуем на протяжении всего фильма, отсутствие его преступлений в кадре не отменяет их.

Твоё лицо, когда после поста про Сибирь тебе в комментах респектуют русские
Твоё лицо, когда после поста про Сибирь тебе в комментах респектуют русские

Ну и в качестве итога. Голливуд очень любит, когда его лобызают и превозносят, когда к его истории относятся с должным почтением и уважением. Квентин избрал не только любимую эпоху кинематографа в качестве задников, но и проторил себе дорогу к ещё (как минимум одному) Оскару (ясное дело, в первую очередь за оригинальный сценарий). Но этот фильм вышел в очень важное для индустрии время. Потому что, на мой взгляд, современное кинопроизводство также, как и Голливуд рубежа 60/70-х гг. находится на этапе переосмысления самого себя. Раньше были вестерны и эпические исторические полотна, сейчас киноэкраны заполонили супергеройские блокбастеры. В этом плане яркими красками играет подкол от Марвина Шварца, мол, "Далтон, а кто тебя в будущем отмудохает на телеэкране? Может быть, Бэтмен и Робин?" Очень яркое противопоставление отношения к супергероям в трико тогда и сейчас.

"Однажды... в Голливуде" - это не только и не столько насмешка Квентина над зажравшимся и отупевшим зрителем (на собственном примере я осознал это максимально ярко). Это ещё и важное, искренне высказывание на тему, которая волновала Квентина больше всего всю его жизнь - о кино, конечно же. Не в этом ли заключается весь смысл?