Анти-западная риторика "бесогона" Михалкова получила широкий резонанс. Попробую проследить эволюцию Никиты Сергеевича, его творчества и отношений с внешним миром.
Могу удивить молодых - в 70-80-е годы Никита Михалков не был ни чемпионом кассы, ни "главным режиссером СССР". Его экранизации Чехова ("Неоконченная пьеса...") и Гончарова ("Несколько дней из жизни...."), камерные драмы ("Пять вечеров", "Без свидетелей") ценил интеллигентный зритель, но демонстрировались они в полупустых залах. Самые популярные фильмы Михалкова - вестерн "Свой среди чужих, чужой среди своих", драма "Раба любви", комедия "Родня" - и не соперничали с кассовыми хитами типа "Пиратов XX века"или "Экипажа".
Да и международная слава Михалкова до 90-х была весьма скромной. Его фильмы получали награды на второстепенных фестивалях (Дели, Сан-Себастьян, Тегеран и т.п.), но главная "тройка" - Канны, Венеция, Берлин - за творчеством Михалкова явно не следила.
Все изменилось с фильма "Урга - территория любви". Французские партнеры умело продвигали совместную продукцию, и Михалков получил главный приз действительно престижного Венецианского фестиваля, был номинирован на "Золотой глобус" и "Оскар"!
А спустя 3 года Михалков познал настоящий триумф с действительно прекрасным фильмом "Утомленные солнцем". Гран-при Каннского фестиваля ("Золотую пальмовую ветвь" из-под носаувел "выскочка" Тарантино с "Криминальным чтивом") и "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке! Весь мир увидел русского режиссера и его дочку в момент высшего торжества.
После мирового триумфа "Утомленных солнцем" Михалков получил карт-бланш и смог осуществить свой давний проект - "Сибирский цирюльник". В 90-е, когда российское кино жило на гроши, Михалкову удалось найти огромные по тем временам деньги и снять "национальный блокбастер".
При всей "русскости" фильм однозначно рассчитан на мировой прокат. Главная героиня - американка, большая часть фильма снята на английском, которым свободно владеет в царской России чуть ли не каждый встречный. В кадре - к месту и не к месту - мелькают церкви и монастыри. При этом на "историчность" Михалков часто не обращает внимание. Так, например, герои фильма едут на санках мимо Новоспасского монастыря, который эффектно подсвечивается лужковской иллюминацией, зато угловая башня еще не восстановлена после еще не случившейся советской эпохи!
Фильм не оправдал коммерческие ожидания, но винить в этом Михалкова нельзя. Справедливости ради скажем, что проката тогда не было - даже в Москве приличные кинотеатры можно было сосчитать по пальцам одной руки. Сборы не отбили десятой части бюджета, хуже было с международным релизом. Фильм оказался невостребованным, и переход Михалкова от камерных историй к эпическому формату стал финансовым провалом.
Но у Михалкова в рукаве припрятана козырная карта - эпические сиквелы оскароносного фильма и каннского лауреата. Идеальный маркетинговый инструмент для работы с западными прокатчиками. Многие были удивлены, зачем Михалков снял такой странный "великий фильм о великой войне", обреченный на неприятие российским зрителем. Ответ прост - "ответ рядовому Райану" предназначался западному прокату! Об этом подробнее - в моей публикации.
ГУЛАГ и зверства НКВД, пьяные тупые генералы, дезертиры и паникеры, "благородные" нацисты, "вынужденно" топящие баржу с красным крестом - выигрышный материал для мирового проката. Но произошло неожиданное - фильм с адским треском провалился в России, не вызвал интереса за рубежом, не получил никаких наград, хотя и номинировался на "Оскар".
После этого Михалков перестал ориентироваться на успех в мировом кино. Режиссер "Утомленных солнцем" становится успешным продюсером патриотических блокбастеров типа "Легенды №17" и "Движения вверх". "Бесогон" разоблачает козни Запада и бездуховную сущность Голливуда.
Да зачем нужен Голливуд, когда за прошлый год задекларирован доход более 500 миллионов рублей! Это, конечно, не миллиарды долларов Спилберга и Лукаса, но жить можно, не правда ли?