Найти тему
semon.gems

Облагораживание камней. Цветовая коррекция

Отбеливание

Применительный к некоторым тёмным камням способ, который позволяет добиться или просто осветления оттенка, или же абсолютного выбеливания цвета. К примеру, этот метод используется для чёрного коралла, в итоге его переводят в золотистый оттенок при помощи перекиси водорода. У коралла довольно неровная поверхность, но это не мешает его качественному отбеливанию.

Метод применяется и для слоновой кости, где так же используется перекись или же отбеливающие средства для выведения пятен. Кость становится после процесса обработки более светлой, что является более ценным показателем.

Жемчуг – нечастый гость для отбеливания, но и он иногда попадает под эту категорию. Если на камне появляется тёмное пятно или нежелательные зеленоватые оттенки, их стараются отбелить или полностью смыть. Применяется для этого та же перекись в совокупности с солнечным светом.

Тигровый глаз, который рождается слишком тёмным и коричневым, можно привести в более золотистые оттенки при помощи отбеливателя из хлора или щавелевой кислоты.

Окраска

Частый способ, который подразумевает под собой различные варианты изменения камня.

К примеру, ониксы изначально рождаются чёрными, хотя многие знают их как слоистые чёрно-белые камни. Их вырезают из светло-серых халцедонов, вымоченных изначально в растворе воды с сахаром и вываренных в серной кислоте. Таким образом сахар соединяется с углеродом и придаёт камню соответствующую окраску. Этим же способом часто обрабатывается и опал в Австралии для получения из него практически неотличимого от оригинала чёрного опала.

Другим способом для создания чёрного опала является пропитка самоцвета старым машинным маслом. Для этого минерал, заранее обработанный и отшлифованный, оборачивается в пропитанную маслом бумагу, а затем прогревается на сетке над огнём. Бумага обугливается, передавая свой оттенок камню. Так получаются «копчёные» опалы, которые похожи именно на чёрные дорогие опалы.

-2

Подвергаются окрашиванию довольно многие камни: кораллы, жемчуг, халцедоны. Их покраску часто можно увидеть при помощи лупы, пытаясь рассмотреть в трещинках или порах остатки краски. Так можно распознать окрашенный хаулит, который часто имитируют под бирюзу или ляпис-лазурь. Его пористая структура хорошо впитывает красители, а потому это частый «имитатор» минералов.

Поверхностная диффузия

Данный способ используется для улучшения цвета особо тусклых или бесцветных камней, например, сапфиров. Метод предполагает нагревание минерала с разными примесями, к примеру, титана, алюминия. Тигель, на который укладывается окрашиваемый камень, нагревают, под воздействием тепла частички металлов начинают проникать вглубь минерала, усиливая тем самым природные оттенки самоцвета. Камень практически всегда сверху повреждается, что требует последующей повторной полировки. В итоге получается не совсем ровный цвет, будто бы паутинчатый, могут присутствовать даже зоны-дыры в оттенках.

Применителен способ для кабошонов, а также для придания камню эффекта астеризма. Для этого нужно чётко контролировать охлаждение тигля, чтобы примеси титана, проникнувшие в камень, смогли образовать иглы.

Объёмная диффузия

Более усовершенствованный метод диффузии, отлично подходит для сапфиров падпараджа, которые красивы своим природным розово-оранжевым оттенком. Данный камень очень редок, а потому зачастую его получают путём улучшения. Метод работает при помощи бериллия и высоких температур. Поначалу метод был скрыт, и даже при исследованиях не могли обнаружить каких-либо вмешательств в обработку минерала. Позднее секрет был раскрыт, появились сведения, что в диффузной обработке участвовал бериллий. Его маленькие атомы легко проникают вглубь камня, усиливая его оттенки. Применяется метод и для корундов.

Покрытия

-3

Данный вид обработки считается неприемлемым в большинстве случаев, но редко к некоторым камням он всё же применяется. Например, кораллы или родониты, бирюза могут покрываться лаком или другими покрытиями. Используется для этого лак, тушь, различные металлы. Часто выбирают синюю тушь, чтобы убрать нежелательные жёлтые оттенки камня, обычно не по всему телу, а снизу или зонально.

При помощи наклеивания плёнки можно менять оттенки камней, добавлять им некоторые визуальные эффекты. К примеру, таким изменениям подвергаются кварцы и топазы. Метод осаждения паров часто применителен для придания топазам разных оттенков, к примеру, под аметист, изумруд или рубеллит.

Используют в качестве покрытий и металлические плёнки. Может применяться титан, дающий радужное сияние, может использоваться ультратонкое золотое покрытие. Обычно слой плёнки настолько тонкий, что его едва можно различить. Такие камни быстро изнашиваются, плёнка стирается со временем, а потому уход за облагороженными подобными способами минералами должен быть особым.

Надеюсь, что информация была вам интересной. Подписывайтесь на канал и ставим палец верх, и то оставляйте свои комментарии.