У меня есть 2 любимых способа планирования. Первый способ – от достигнутого, второй – от желаемого. Сейчас попытаюсь объяснить простыми словами. У каждого из вас есть рынки, на которых можно вычислить сезонные тренды. Например, водка. Первые десять дней января мы пьем, потом это надоедает, и мы идем работать. 18-20 февраля продажи начинают расти, потом 8-е марта и опять рост. В апреле первые смельчаки уже поехали на дачи, на шашлыки. Растем? Растем. Майские праздники– растем. Далее до 30-х чисел идет мини-пауза. В июне, июле продажи идут без особых всплесков, в августе наблюдаем самый сильный спад. В сентябре люди возвращаются с отпуска, начинают отдыхать, ходить по клубам. Растем? Растем. Октябрь, ноябрь – растем. Декабрь – космос. И в ночь с 31 на 1– поехали по новой. Можно и по арбузам построить. Главное, что этот тренд будет повторяться из года в год. Вычисляем сезонный тренд для каждого из ваших сезонных рынков и понимаем какой план будет корректным для следующего месяца. Это первый метод.
Второй метод – от желаемого. Мы можем переломить тренд. Но в этом случае надо «зафигачить» много-много зеленых денежных котлет на что? На генерацию. За первые 2 года в GetTaxi мы потратили серьезное количество инвестиций на генерацию. Нам было нужно, чтобы как можно больше людей инсталлировали приложение. Первый год я платил по 300рублей за каждую первую поездку. А потом, если вы помните, в октябре прошлого года мы вообще с ума сошли. Мы давали 500рублей рекламному агентству, которое нам обеспечивало инсталляцию, и еще 500рублей пользователю, если он проинсталлировал приложение, и еще мы давали 500 рублей, если вы кому-то порекомендовали приложение. Получалось, что на одного пользователя мы тратили 1500рублей. Но это сработало, потому что в июле прошлого года мы вышли на самоокупаемость. После этого компания получила 160млн $, после чего мы опять начали разгонять эту машину по инсталляциям.
Подытожу, есть два основных способа планирования. Первый – от достигнутого, от реальных сезонных трендов и понимания адекватных показателей на следующий месяц. И второй – от желаемого, от показателей, которых вы хотите достичь и расчета количества ресурсов, которые вам для этого понадобятся. Если стратегия компании - стать №1, то мы станем №1. После этого эта компания получит около 50% рынка, и она будет продана. Если такая цель была поставлена, то она будет достигнута.