Найти тему
Любопытно пишете!

Как продавать свои услуги в Instagram

Оглавление

Расскажу, как 8 месяцев назад я создала свой блог, почему много подписчиков ≠ много продаж. Позиционирование, алгоритм действий, элементы успешного инстаблога. Всё, что вы здесь прочитаете — исключительно мой опыт.

Предыстория

Копирайтингом я заинтересовалась ещё в начале 2016 года. Неподдельно заинтересовалась. И как способом заработка (и довольно неплохим), и как интересным направлением личного развития.

Дело в том, что писать я очень люблю. Не будем уходить слишком далеко, садиться за парту и думать вместе со мной над школьным сочинением. Двумя словами — это моё. Именно так я и подумала тогда, больше 3-х лет назад. Кого-то выворачивает от мысли, что нужно составить хотя бы один абзац текста (пусть даже и получить за это деньги), а вот меня, получается, завернуло.

До января 2019 года я занималась копирайтингом робко и с оглядкой. Параллельно по крупицам осваивала SMM, веб-дизайн, бухгалтерию и делопроизводство. Была продавцом, оператором в call-центре, удалённым помощником руководителя продюсерского центра, промоутером даже (берите у ребят листовки, очень вас прошу!).

Но потом решила, что не хочу больше работать ни в какой другой сфере. Что именно копирайтинг влечёт меня и зазывает к себе, переливаясь пурпурными огоньками и шурша потрёпанными... клавишами.

Подумала и — бах! — создала на радостях блог в Instagram. Я была уже достаточно осведомлена, что в этой соцсети каждый найдёт себе работу. И с замиранием сердца подумала: «Так, может, и я?». Вот с тех пор я и поскакала по кочкам и ухабам. С энтузиазмом и огоньком.

Первый пост, робкий слог, «Я не я». Сейчас смеюсь с этого. Начинайте уверенно! Но я всё равно рада, что не отбросила тогда идею блога.
Первый пост, робкий слог, «Я не я». Сейчас смеюсь с этого. Начинайте уверенно! Но я всё равно рада, что не отбросила тогда идею блога.

Позиционирование

Каким оно было у меня? Я хотела вести интересный блог копирайтера и предлагать свои услуги. И, поскольку мы сейчас ведём речь о блоге, продающем услуги, вам тоже нужно понять, чем бы вы хотели заниматься. Ну, или что из того, чем вы уже занимаетесь, вы хотите продвигать и продавать. Но сразу обратите внимание на 3 момента:

Не беритесь за что-то просто потому, что это денежно и востребовано.

Если я сказала, что копирайтинг — это круто, и там хорошо платят, это не повод бежать и становиться копирайтером. Любой блог — это кропотливая работа, и, если вы не горите тем вектором, который себе задали, провал обеспечен. Вы устанете и поймёте, что потеряли время, занимаясь не тем, что вам нравится.

Не создавайте один блог для 2-х и более направлений.

Если вы читаете эту статью, значит, вы склонны к саморазвитию, а значит, у вас более чем одно увлечение. Угадала? Так вот, для каждого из ваших хобби или профессиональных навыков, которые вы хотите монетизировать в Инстаграм, нужен отдельный блог.

Я сосредоточилась на одном. Да, ранее я вела блоги для своих хобби, — рисования и поэзии, — которые я тоже очень люблю. Но я поняла, что монетизировать их у меня не хватает желания, что я занимаюсь этим для себя, и не готова сочинять стихи и создавать портреты для других на постоянной основе. А вот писать на заказ — это да, моё-моё.

Подчеркну: это не значит, что нужно вести только один блог, это значит, что каждое хобби должно быть на своём месте. Дополнять друг друга, а не взаимоисключать, и потреблять ровно столько вашего времени, сколько необходимо. Ну а посвятить один профиль сразу нескольким рабочим направлениям — вдвойне проигрышная идея. Сами заблудитесь, и подписчиков запутаете. Тут даже излишне что-либо объяснять.

Не думайте, что нужно быть супер-профи для того, чтобы создать блог.

Просто не будьте дилетантом. Что я имею ввиду? Прочитав 2 статьи про копирайтинг, вы можете создать блог. Но не торопитесь предлагать услуги. Сначала убедитесь, что вы в силах создавать грамотные, логичные, структурированные, интересные тексты. Получите основы.

Сможете ли вы без запинки, если вас разбудят ночью, рассказать, чем развлекательный пост отличается от полезного? А что такое AIDA? Триггер? Оффер? Контент-план? Знаете ли вы, как дважды два, где можно проверить текст на ошибки, и чем должен заканчиваться продающий пост? Уже неплохо.

Если вы пока просто интересуетесь — без проблем, ведите блог, делитесь своими наблюдениями и познаниями, двигайтесь в этом направлении. Но не обманывайте людей. Уже имея за плечами скромный опыт в копирайтинге, я пришла в Инстаграм не нахрапом. Не стала сразу предлагать услуги. Сначала писала посты, чтобы показать, что я в теме. Давала бесплатную пользу, о себе рассказывала.

Позже я, конечно, прошла различные курсы. Например, авторскую программу Надежды Сокирской в начале 2019 года, а также курсы Петра Панды — «Рост в копирайтинге» и «LSI-копирайтинг». Последние два курса можно пройти со скидкой 5%. Ловите промокод — panda611070C.

Но что касается блога, в первую очередь я старалась выстроить отношения с аудиторией и быть полезной. Покупают у человека, а не у неведомого аккаунта с ценником и надписью «Купи-купи» — таких тысячи.

Первые шаги

Выберите никнейм

Мое имя «Любознательный копирайтер» (curious_copywriter) — не идеальный пример имени. Маркетологи в один голос скажут, что оно слишком длинное, с трудом произносимое, да и русскому пользователю непонятное. Осознавала ли я это на том этапе? Возможно. Но если бы мне пришлось начать всё сначала сейчас, я бы выбрала то же самое название для своего блога. Почему?

Потому что мне с ним комфортно. Оно отражает меня. Да, хороший копирайтер обязан быть любознательным, и я не одна такая во всём свете. Но я захотела выделить именно эту свою черту. И так никто ещё не успел назваться. Поэтому решила — моё, беру! :) Имя имеет свой «выхлоп» — запоминается, притягивает, рождает ассоциации.

Комментарий в блоге @curious_copywriter
Комментарий в блоге @curious_copywriter

Пусть ваш никнейм чётко отражает вас самих. Не рекомендую ставить имя и фамилию, если они сложные, неблагозвучные, не придут на память и т.п. Это не табу: личный бренд в цене. Но тут всё зависит от цели аккаунта.

Когда вы ставите своё имя, раскручивая линию одежды, которые выпускаете под своим именем — это одно. Если же вы продаёте юбки, которые закупаете у поставщиков, грамотнее будет прописать в никнейме название магазина или ключевую фразу, а также город.

Ещё немного про личный бренд. «Выстрелить» может удачный псевдоним. Если фантазия в этом направлении движется неохотно, поступите проще. Обозначьте род деятельности, своё качество, свою особенность, что угодно, чтобы вас запомнили и искали именно так. И, да, чтобы меня не закидали тапками, уточню — желательно, лёгкое и короткое :)

Грамотно оформите шапку профиля

На этом моменте очень и очень многие теряют значительный процент клиентов. Если человек не понял, о чём тут вещают, и что он здесь получит, он просто уйдёт.

Продумайте визуал ещё до того, как начать заполнять блог

Дело в том, что в блоге, оформленном безвкусно, будут покупать менее охотно. Всё же Инстаграм — визуальная сеть. Если вы используете более чем два шрифта, которые, к тому же, друг с другом явно «воюют», вы на грани безвкусицы. Если у вас засвеченные/слишком тёмные, нечёткие и разноплановые фото — вас не будет уважать ни соцсеть, ни читатели.

Людям нравится забота о них, которая отражается, в том числе, в гармоничном визуале, который не режет глаз и не сбивает с толку. Выберите читаемый (без завитков; это одна из моих ошибок, читайте ниже) шрифт для заголовков на фото. Так подписчику не придётся щуриться, чтобы понять, что там написано, и он будет с лёгкостью перемещаться по блогу.

Нет времени думать над оформлением — воспользуйтесь одним из бесплатных шаблонов, например, в онлайн-редакторе Canva. Или заручитесь поддержкой инстадизайнера — благо, в них сейчас дефицита нет.

Напишите контент-план (о чём будут посты) хотя бы на 1-2 недели

Моя практика показывает, что не так уж важно, в какое время выкладывать посты (но учитывать это на первых порах определённо стоит; все данные отображаются в разделе «Статистика» при подключении бизнес-аккаунта).

Что действительно важно, так это не пропадать. 3-4 поста в неделю — неплохо. Каждый день — высший пилотаж. Но должно быть полезно и интересно. Выкладывать ради выкладывания — червивая идея. Вас не смутило, что я сказала «червивая»?

Сохраняют и комментируют те посты, которые зацепили и поведали людям о них самих, а не те, которые выложены в 13:45. При комнатной температуре. После одобрения коллегии из двух котов.

Вам наверняка есть о чём рассказать, и рассказать так, чтобы увлечь и влюбить читателя в свой материал, побудить его с трепетом в сердце ждать продолжения.

Прописывайте ПРИМЕРНЫЙ контент-план хотя бы на 1-2 недели вперёд
Прописывайте ПРИМЕРНЫЙ контент-план хотя бы на 1-2 недели вперёд

Следите за лидерами мнений в вашей нише

Подпишитесь на тех, кто уже добился успехов в развитии своего блога. Это не обязательно те, у кого десятки тысяч подписчиков. Это те, кто вам импонирует, у кого есть чему поучиться. Постарайтесь выстроить с ними добрые отношения. Не считайте их своими конкурентами. Это ваши коллеги. Не пытайтесь делать лучше, чем они, делайте своё.

Читайте их тексты, заимствуйте идеи, но не копируйте. Не стесняйтесь активно комментировать, не только в блогах коллег, но и там, где могут быть люди, кому интересна ваша услуга.

Комментинг — достойный инструмент продвижения, хотя и трудоёмкий, требующий вдумчивого подхода. Но мне он регулярно приводит новых подписчиков, тех, кому по душе то, о чём я пишу. Если комментарий интересный, смешной, актуальный, его заметят.

Участвуйте в бесплатных марафонах и интенсивах

В каждой нише их предостаточно. Это возможность не только найти клиентов и полезные знакомства, но и обрести больше уверенности в ведении блога. Вы «прокачиваетесь» в своём деле, а также обнаруживаете неожиданные фишки Instagram.

Используйте взаимопиар

Многие блогеры устраивают интерактивы, в ходе которых можно найти партнеров для ВП. Это те, кто прорекламирует вас бесплатно, разумеется, в обмен на вашу рекламу их блогов у себя. Я так делала.

Но важно, чтобы у вас были примерно одинаковые количество подписчиков, охват и вовлечённость в сторис и публикациях (зависит от того, где будете давать рекламу). Тогда никому не будет обидно, если у одного +50 подписчиков, а у другого — 0. Если так и произойдёт, значит, дело в подводке, макете, или просто блог не цепляет. Все 3 пункта каждый должен прорабатывать сам для себя.

Я не буду рассказывать про таргетинг, рекламу у блогеров — я их не использовала. Вернее, таргетинг всё же применяла, но самостоятельно, неумело. Понятно, что результат там вышел туманный. Это пока что зона моего развития.

Вовлекайте, а не только продавайте

Продумайте рубрикатор. Пусть будут несколько ведущих тем, которые вы развиваете. Например, у меня долгое время ключевой особенностью блога было «прокачивание» грамотности. Сейчас тоже есть. В форме игры отрабатываем правила русского языка. Выполняем упражнения в сторис.

Ой, да стоит лишь фантазию подключить! Такая стратегия — путь к сердцу читателей. Они приходят в соцсеть не только покупать. Нет, не так. Они приходят совсем не покупать. Отдыхать. Развлекаться. А если тот, кто помогает им почувствовать себя хорошо, ещё и продаёт что-то, почему бы не купить?..

Ошибки

Визуал

Он «плясал» у меня как только мог. Поэтому я и написала выше, как важно заранее продумать этот пункт. Три раза переделывала свой дизайн. В блоге можно проследить этот тернистый путь.

Первый вариант показался мне со временем слишком мрачным — шрифт странный, а фото совершенно не сочетаются друг с другом. Возможно, это на мой придирчивый взгляд.

Позже я, как мне думалось, придумала нечто гениальное. Белёсые полоски плавно перетекали друг в друга, а шрифт-ниточка гармонично «обнимал» фото.

Как оказалось, читателям было трудно даже отличить «Р» от «С». Двое человек даже признались мне, что одно вполне приличное слово с первого взгляда показалось им несколько неприличным. Да и советы более опытных блогеров однозначно гласили — откажитесь от шрифтов с завитками. Не говоря уже о том, что фото тоже стали друг с другом «воевать» на всех фронтах. Короче, face palm. Срочно переделывать.

В итоге я создала единую обложку для постов в четырёх вариантах, и чередую их с обычными фото, которые стараюсь выдерживать в одной цветовой гамме. Сейчас мне всё нравится, но что будет завтра — неизвестно. Услугами дизайнеров никогда не пользовалась. Как быть вам — решаете только вы сами.

Первый вариант
Первый вариант

Второй вариант
Второй вариант

Третий, нынешний, вариант
Третий, нынешний, вариант

Чёрные и серые методы продвижения

Признаюсь, в самом начале я заплатила n-ную сумму «специалисту» и нагнала 1000 подписчиков. Не ради собственного эго. Просто где-то услышала, что читатель не должен приходить в пустой блог. Непрезентабельно. Меньше слушайте таких горе-советчиков. Сейчас такая пора, когда блоги-малыши тоже в почёте!

В общем, я ахнула, когда увидела, КОГО мне нагнали. Бот на боте. Пустые аккаунты, которые, помимо меня, подписаны ещё на 5000+ профилей. Сколько сил у меня ушло на то, чтобы вымести всё это добро за порог!

Я попрощалась со своими денежками и с желанием иметь всё и сразу, и терпеливо взращивала свою первую тысячу примерно полгода. Сейчас у меня 3400+ (данные на 11 июля 2020, спустя 1,7 года). Но у вас это может быть быстрее! Зависит от ниши и от ваших целей.

В какой-то момент я поняла, что у меня достаточно заказов и с таким количеством подписчиков. То есть, в этом моменте меня всё устраивает.

Чтобы покупали, нужны не подписчики, нужны лояльные читатели. Эти люди даже могут не быть на вас подписаны. Но репутация, которую вы создали в Инстаграм, будет притягивать их, будет убеждать их в вашем профессионализме. Ну и среди подписчиков, даже малочисленных, может быть значительный процент покупателей. Это уже про стратегию и продвижение, которые в этой статье я физически не смогу осветить.

Вернёмся к нехорошим (ну, нежелательным) методам раскрутки.

Один из «серых» способов, на которые я наткнулась — чаты активности. Уточню: это не табу. На первых порах вы можете к ним прибегнуть, чтобы «раскачать» блог, дать соцсети понять, что в нём кипит жизнь.

Но на постоянной основе там сидеть — нет. Лучше сосредоточьтесь на качестве контента и вдумчивом продвижении, тогда комментарии и прочая активность будут органичными. Я вовремя отошла от чатов активности, когда увидела, что появляются настоящие благодарные комментаторы.

Резюме

Возможно, что-то в своём рассказе я упустила, а что-то нуждается в уточнении. Буду рада, если подскажете вопросом в комментариях. Ну а пока подведу итоги.

Чтобы продавать свои услуги в Instagram, не обязательно иметь тысячи подписчиков.

Нужна база лояльной аудитории. Уважение читателей строится по кирпичикам: грамотное описание, запоминающееся имя, гармоничный визуал, интересные тексты, пропитанные заботой и экспертностью. Не забывайте про активность и интерес к публике. Даже простое общение в комментариях и директ в течение пяти минут сыграет свою роль.

Покупают у человека, а не у неведомого аккаунта с ценником и надписью «Купи-купи».

Успехов в блогинге каждому из вас!

UPD 04.03.21: К сожалению, блог, о котором я написала, потерян. Но советы своей актуальности не теряют!

* Деятельность организации Meta Platforms Inc, ее продуктов Instagram и Facebook запрещена в Российской Федерации.

Погладьте котика, прежде чем уйти 😉
Погладьте котика, прежде чем уйти 😉