Часто приходится сталкиваться со слепой верой в "беспросветную долю простого народа до революции" со стороны тех, чье мнение о дореволюционной действительности сформировалось еще в школьные годы под влиянием рассказа Тургенева "Муму", в котором немой дворник Герасим топит по приказу капризной барыни свою любимую собачку.
На самом деле дореволюционная действительность была не менее многогранной, чем любая другая, включая советскую, в которой, как известно, были как положительные, так отрицательные стороны. Вот, например, в "Записках сибирского охотника" горного инженера Александра Черкасова, служившего в начале 1860-х начальником партии, занимавшейся поисками месторождений золота в Нерчинском горном округе, читаем -
В одной из падей притоков Урюма было выстроено небольшое зимовье, в котором была сбита русская печь, в коей и пекли хлеб на всю партию. При зимовье находились амбар, где хранились припасы, и погреб, куда помещались такие вещи, которые этого требовали. Зимовье это называлось пекарней. Тут жили мой помощник, пекарь и два конюха, которые развозили припасы по окрестным долинам, в коих находились рабочие, жившие там в особых зимовейках, выстроенных из леса на месте работ, с черными каменками вместо печей. В пищу рабочие получали мягкий хлеб или сухари — смотря по их желанию; мясо, сало, соль, крупу, кирпичный чай. Все это полагалось от казны, но на руках моего помощника находились байховый чай, сахар, готовая обувь, необходимый товар и некоторые мелочи, что и давалось рабочим под жалованье, без наложения процентов. К праздникам, по заказу рабочих, я привозил им всевозможные прихоти их обихода, как-то: коньяк, ром, яйца, поросят, конфекты, пряники, масло и проч.
Это вам не тургеневское "Муму", а совершенно объективное описание одного из важнейших аспектов жизни тогдашнего пролетариата - его питания.
Кто-то спросит - а много ли было у тогдашних рабочих таких праздников? Давайте посмотрим. Вот табель-календарь за 1911 год, в котором нерабочие праздничные дни отмечены красным цветом. В начале 1860-х их количество если и отличалось, то незначительно.
Видно, что праздники были еженедельно, так что любители коньяка и "конфект" надолго без них не оставались.
На эту тему есть еще сатирический рассказ классика русской литературы Аркадия Аверченко "Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина", в котором повествуется о том, что за свой дневной заработок мог себе позволить российский пролетарий до и после революции.
Читайте также мою заметку о героических буднях советских рабочих во время первых пятилеток "Под старою телегою рабочие лежат..."
Но, конечно, надо признать, что труд рабочих в те времена был тяжел и, подчас, сопряжен с повышенными рисками, вызывающими высокий уровень травматизма, не последнюю роль среди причин которого играло употребление спиртного. Поэтому и при царизме, как и в СССР, как сегодня в Российской Федерации с производством алкоголя официальные власти и общественность вели упорную и продолжительную борьбу. Но это уже другая история...