Сегодня потребитель становится все более рациональным, ориентированным на принятие взвешенного решения о покупке, а также на экономию денег и времени. Реализации такой стратегии способствуют активное развитие технологий, омниканальные стратегии ретейлеров и глубокое проникновение социальных сетей в повседневную жизнь. В новых условиях существенная часть процесса шопинга перемещается в интернет, который сопутствует современному потребителю на всех этапах совершения покупки, начиная от мониторинга цен на интересующий товар, заканчивая трансляцией личного опыта и впечатлений от взаимодействия с брендами.
Ввиду ограничений интернета как канала продаж многие покупатели предпочитают приобретать одежду в физической рознице, а интернет-ресурсы использовать для подготовки – изучения цен, отзывов и ассортимента для принятия взвешенного решения о покупке, выбора того или иного магазина и конкретной модели. В таком случае посещение физического магазина становится завершающим этапом шопинга, когда покупатель приходит за конкретной моделью для примерки и принятия окончательного решения.
Некоторые потребители идут дальше – после совершения покупки делятся полученными впечатлениями в социальных сетях, как позитивными, так и негативными. Среди опрошенных россиян подобным образом поступают соответственно 30% и 23%. При этом негативный опыт чаще всего транслируют москвичи, а также респонденты с доходом от 75 тыс. рублей. Наряду с этим, позитивными впечатлениями от шопинга более охотно делятся женщины – одобрительные отзывы в социальных сетях оставляет 1 из 3 покупательниц одежды, в то время как среди мужчин аналогичный показатель составляет 26,4%. Обратная связь и публичная трансляция личного опыта уже стали естественным дополнением шопинга. Замыкая круговорот мнений, вчерашние искатели информации о брендах становятся ее генераторами. Таким образом, процесс шопинга получает продленный эффект, который характеризует глубокую интеграцию всех его этапов с современными коммуникативными каналами.
Помимо практик, относящихся непосредственно к процессу шопинга, на выборы потребителей оказывает влияние постоянная коммуникация брендов с аудиторией, которая осуществляется как через собственные страницы в социальных сетях, так и через лидеров мнений. Подобная стратегия повышает лояльность потребителей и узнаваемость марки. А постоянное присутствие одежды бренда в информационном поле аудитории делает эти вещи более желанными и мотивирует к покупке. Пока что это не самая распространенная среди россиян модель поведения. Наибольшей популярностью она пользуется у молодых покупателей 18-24 лет и женщин. В этих социальных группах на страницы одежных брендов в социальных сетях подписаны соответственно 34,9% и 30,4% опрошенных, а к мнениям блогеров или стилистов о fashion-трендах прислушиваются около четверти. В целом по выборке аналогичные показатели составили соответственно 24% и 18%.