Найти в Дзене
Еврейский доктор

Ранняя диагностика рака: важные рекомендации израильского онколога

По данным Минздрава, каждый год более 500 тысяч жителей России узнают, что у них рак. Почти у половины этих людей врачи выявляют онкологические заболевания на III–IV стадии, когда опухоль уже проросла в соседние органы или дала метастазы. Бороться с таким раком очень сложно.

Почему злокачественные опухоли диагностируют так поздно? Причин несколько, одна из них в том, что рак долго не вызывает симптомов. Да и своих особенных проявлений у рака нет. Чаще всего он напоминает другие, менее опасные заболевания. Из-за этого больные поздно обращаются к врачам.

Чем раньше обнаружен рак, тем больше шансов, что лечение пройдет успешно, и человек избавится от болезни. 

О ранней диагностике, симптомах и профилактики онкологических заболеваний генеральный директор Sapir medical clinic Марк Каценельсон поговорил с известным израильском онкологом, специализируешься на лечении рака молочной железы, рака легких, печени, толстой кишки и других видах онкологических заболеваний доктором Эллой Теппер.

Марк Каценельсон: Доктор, расскажите нам, пожалуйста, о ранней диагностике рака, какую именно диагностику должны проходить больные, как ее делают, какие органы надо проверять?

Элла Теппер: На сегодняшний день ранняя диагностика оправдывает только те опухоли, которые мы можем вылечить при помощи операции на ранних стадиях, и эти опухоли должны быть достаточно распространенными. Это опухоли груди, опухоли кишечника и опухоли легких у курильщиков. Ранняя диагностика груди применяется у женщин старше 50 лет. В этом случае делается маммография, плюс - минус УЗИ груди раз в два года. Это стандартное исследование. Кроме тех случаев, когда есть генетические проблемы, множественные опухоли груди и яичников в семье. Тогда мы начинаем делать исследования раньше и с большей частотой.

Ранняя диагностика кишечника также зависит от того, есть ли случаи в семье, какая генетическая предрасположенность к опухолям кишечника. Опять же есть различные генетические исследования на эту тему. Если генетической предрасположенности нет, колоноскопию мы рекомендуем делать, начиная с 50 лет, конечно, при условии, что отсутствуют симптомы каких-либо нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта. Если такие симптомы появляются, исследования надо делать раньше. Если человек чувствует себя хорошо, то первую колоноскопию мы делаем ему в возрасте 50 лет, и по ее результатам решаем, делать ее следующий раз через 5, 10 лет или через год. Это решает гастроэнтеролог в зависимости от того, что он увидел на колоноскопии.

Ранняя диагностика опухолей легких рекомендована, в основном, курильщикам. Заключается она в компьютерной томографии, которая называется low-dose CT, то есть КТ с низкой дозой радиации. Задача ее обнаружить опухоли в ранних стадиях, такие, которые операбельны и поддаются лечению на этих стадиях. Делать это надо, как мы говорим, курильщикам, так как вероятность опухолей легких у них выше. Вот три вида ранней диагностики, три вида исследований, которые рекомендованы на сегодняшний день.

Марк Каценельсон.: Что вы скажете о предложении сделать спирометрию, дыхательный тест, рентгеновский снимок? Этого достаточно, чтобы помочь?

Элла Теппер:  Дыхательный тест, спирометрия – их цель проверить функционирование легких. Это ничего не говорит о каких-то анатомических изменениях. В этом нет никакого смысла для определения наличия или отсутствия опухоли. Рентгеновский снимок менее эффективен, чем КТ, если мы говорим о ранней диагностике. Он, конечно, может помочь в определенной степени, но существуют более современные виды исследований, поэтому и рекомендации наши другие.

Марк Каценельсон: Более современные. А есть во время их проведения какие-то болезненные ощущения?

Элла Теппер:  Любое исследование причиняет пациенту некоторые неудобства, будь то введение иглы в вену или давление на грудь при КТ, но все это, я думаю, переносимо без какого-то стресса, в основном.

Марк Каценельсон: Это длительные обследования?

Элла Теппер:  Маммография занимает несколько минут. Колоноскопия – несколько больше времени, т.к. тут требуется подготовка, и хорошая подготовка к исследованию. Само исследование занимает минут 15. Делается это у нас с наркозом, так что пациент не чувствует чего-либо особо неприятного во время исследования. Компьютерная томография легких также делается несколько минут, без каких- либо ощущений побочных.

Марк Каценельсон: Что происходит, если не делать диагностику? К чему это приводит?

Элла Теппер:   Цель диагностики – найти часто встречающиеся опухоли на самой ранней стадии. Если ее не делать, может быть ничего и не произойдет. Но раз уж медицина дает нам возможность предотвратить более серьезные проблемы на поздних, запущенных стадиях заболевания, раз статистикой доказана эффективность ранней диагностики, значит надо ее делать, чтобы мы потом были здоровы.

Марк Каценельсон: То есть, полагаться на то, что «а, все будет хорошо, зачем мне это надо» вы не рекомендуете?

Элла Теппер:   Я не рекомендую полагаться «на авось», что называется. Но я и не рекомендую впадать в панику и проходить какие-то исследования, в которых нет необходимости. Мы, конечно, не говорим, что нужно делать компьютерную томографию каждый год и другие исследования, когда в них нет необходимости. Поэтому мы и говорили о нескольких видах опухолей, при которых есть смысл в ранней диагностике. В каких-то случаях исследования оправданы и необходимы, в каких-то – нет. И я как раз не рекомендую проходить какие-то супер-исследования и процедуры по непонятным причинам и без причин.

Марк Каценельсон: Доктор, приведите, пожалуйста, пример, когда ранняя диагностика помогла выявить какие-то отклонения от здоровья.

Элла Теппер:   Мы каждый день видим такие примеры. Собственно, большая часть наших пациентов чувствовала себя хорошо, и пришли они на исследование не потому, что им что-то мешало, а потому, что были приглашены на то или другое исследование в рамках программы ранней диагностики. Женщина получила на свое 50-летие открытку с напоминанием о том, что надо пройти маммографию. Или пациент пришел на колоноскопию потому, что его семейный врач знает, что в этом возрасте пора пройти обследование. Большинство наших пациентов приходят и уходят от нас здоровыми, но статистика за то, чтобы делать раннюю диагностику.

Марк Каценельсон: Наверняка есть случаи, когда ранняя диагностика спасла людям жизнь?

Элла Теппер.:  Безусловно, да. Есть большая разница между опухолью в начальной стадии, которая полностью вылечивается даже без химиотерапии, а ее все мы опасаемся, и запущенной опухолью, которую вылечить уже нельзя. Небольшую опухоль в груди или полип в кишечнике, который может переродиться в рак, нужно оперировать вовремя. Если даже полип еще не злокачественный, со временем он может превратиться в опухоль, этот факт известен. Так что, та процедура, которая удаляет полип и излечивает, предотвращает развитие опухоли в этом месте. Поэтому ранняя диагностика – это то, что спасает людей.

 По поводу консультации онколога Эллы Теппер можно обращаться по e-mail: info@sapirmedical.ru

Подробную информацию о докоторе Элла Теппер можно прочитатать на нашем сайте.