1. Искусственная гравитация – «2001: Космическая одиссея» 1968 г.
50 с лишним лет назад ни о каких цифровых технологиях даже и не слышали. Но некоторые сцены фильма «2001: Космическая одиссея», снятые Стэнли Кубриком ставят в тупик: как это сняли? Эпизод с пробежкой доктора Пула в центрифуге корабля «Дискавери» – потрясающая работа оператора - производит впечатление реальной невесомости на борту космического корабля. Представьте себе - все снято без использования CGI. Было построено гигантское вращающееся колесо - то, что мы, глядя на экран, воспринимает как круглую стену, на самом деле - закольцованный пол. Актер Гари Локвуд бежал на месте, как хомяк в колесе, декорации вращались вокруг оси, а съемка велась на повернутую на бок камеру, создавая невероятный оптический обман.
2. Отражение в зеркале – «Терминатор 2: Судный день» 1991 г.
Знаменитая сцена, в которой Сара Коннор вскрывает череп к Т-800, чтобы включить режим самообучения, в принципе, могла быть снята безо всяких хитростей с обычным зеркалом. Но Кэмерону захотелось выпендриться и вместо зеркала в этом эпизоде он использовал модель головы Арнольда Шварценеггера и… Лесли Хамильтон, сестру-близнеца Линды Хэмилтон. Линда и Лесли просто синхронно выполняли одни и те же движения в зеркальном отображении, а разделяла их пустая рама. В конце фильма Лесли исполнила еще одну короткую роль - роль фальшивой Сары Коннор, облик которой принял Т-1000.
3. Фродо и Гэндальф – «Властелин колец: Братство кольца» 2001 г.
Технологии уже были остаточно развиты, чтобы без труда сгенерировать на экране любое изображение, но режиссер Питер Джексон решил сразить публику своей изобретательностью: используя в кадре двойников разного роста, он построил два варианта декораций – полноразмерные и удвоенной величины, а также поиграл перспективой, помещая актеров с таким расчетом, чтобы они казались гораздо меньше ростом, чем на самом деле. Получилось очень круто.
4. Робот TARS – «Интерстеллар» 2014 г.
За Кристофером Ноланом давно закрепилась репутация режиссера, который считает применение компьютерной графики делом, недостойным такой персоны, как он. В фантастическом фильме «Интерстеллар» робот TARS в 80% сцен не цифровая графика и даже не механическая модель - это костюм, в котором "сидел" актер Билл Ирвайн, он же и озвучил робота. Вес костюмчика составлял 90 кг, поэтому Ирвайну пришлось тяжеловато.
5. Робот ВВ-8 – «Звездные войны: Пробуждение силы» 2015 г.
В седьмом эпизоде саги многое сделано на компьютере, но один из важных персонажей был «живым» – это маленький дроид ВВ-8. Внутри шарообразного робота был установлен мотор с колесами, которые управлялись гироскопом и специальными грузами, придающими направление движению. Верхняя часть удерживалась магнитами и центрифугой. Правда, собственных сил BB-8 порой не хватало, и тогда его приходилось подталкивать сзади палкой, а то и вовсе двигать усилием человека, которого затем «вымарали» из кадра на постпродакшене.
6. Космос - «Фонтан» 2006 г.
На поиск дешевых сцен для фильма режиссера Даррена Аронофски вынудила банальная нехватка денег - продюсерам не понравилось то, что он делает и студия урезала бюджет в два раза. Космос планировались рисовать на компьютере, но после такого фортеля о цифровых вставках пришлось забыть. Выход был найден: специалист по макросъемке Питер Паркс взял самые обычные кастрюли, поставил их на самую обычную плиту и наполнил их всякой всячиной: гелем, детской присыпкой, блестками, красителями, кулинарными приправами. Кипящее месиво на экране превратилось в космос.
7. Взрывы в пустыне - «Безумный Макс: Дорога ярости», 2015 г.
В это трудно поверить, но аж в 2015 году некоторые особо умные режиссеры снимали погони со взрывающимися и перевертывающимися машинами "в живую". Акробатические трюки выполнялись каскадерами без страховки в условиях настоящего огня и задымленности. Доделывать пришлось в основном пейзажи, например, сужать каньон в сцене обрушения арки. Финальный взрыв с языками пламени снимали в Намибии.
Впечатляет?
Делитесь мнением в комментариях!