Дети любят играть! А в возрасте от 3 до 6-7 лет игра и вовсе является ведущей деятельностью. Эта такая деятельность, которая наиболее значима у человека в определенном возрасте для его психического развития.
Ребенка так манит взрослая жизнь, ему непременно хочется вырасти и быть похожим на нас, таких важных и интересных. Только в игре ребенок может осуществить желаемое. Поиграть «в дочки-матери», «в больницу», «в супермаркет», «в гонки». Познакомившись с увлекательными книгами, мультфильмами и их героями, превратиться в человека-паука или космического пирата или в предводительницу всея королевства. Игра – это его личное пространство.
Как развивается психика в игре:
- когда ребенок находится в роли воображаемого героя, он ориентируется на образец, подражает ему. Таким образом контролирует себя, свое поведение. Все это создает хорошие условия для возникновения произвольной моторики, произвольного внимания и памяти;
- в игре с правилами ребенок подготавливает себя к сознательному учению. В котором важную роль играют лобные доли, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль за протеканием всей психической деятельности;
- играя с другими детьми, ребенок учится коммуницировать, согласовывать точку зрения, ориентироваться в сфере человеческих взаимоотношений;
- ребенок соотносит логику реального и игрового действия (страдает как пациент и стремится хорошо сыграть свою роль, занимает позицию внутреннего наблюдателя). Закладывается рефлексия: ребенок анализирует свое поведение, свои мотивы, свои поступки.
- в игре активно формируется воображение. И чем реальный предмет меньше похож на желаемый, тем лучше оно развивается (не автомобильная покрышка, а летающий корабль, не картонная коробка, а сверхскоростной поезд);
- в игре развиваются чувства, эмоции;
- развивается речь, ее знаковая функция, возникают связные высказывания;
- в игре можно отыграть конфликтную или пугающую ситуацию для ребенка, решив таким образом его сложности с реальным миром.
Проблемами в настоящее время являются:
1. Неодобрение или равнодушие некоторых родителей к детской игре. Якобы вместо несерьезной игры лучше заняться обучающими занятиями. Дошкольное игровое детство подменяется аналогом школьного обучения.
2. Ограничение, а то и отсутствие игрового взаимодействия детей между собой (пресловутая подмена игры гаджетами, сидение дома со взрослыми, неигровой формат развивашек).
3. Отсутствие разновозрастного общения детей. (группы в детсадах и школах одного возраста- трехлетки, четырехлетки). Что приводит к нарушению традиций передачи игрового опыта.
Играя, дошкольник полноценно проживает свой возраст и использует свою заложенную природой исключительность.