Александр Молчанов: Коллеги приветствую вас. В эфире нашего сценарного телевидения продюсер Юлия Зайцева. Юлия, здравствуйте!
Юлия Зайцева: Приветствую всех!
- У Юли странная такая профессия – продюсер писателя Алексея Иванова. Юля, такой вопрос, а чем отличается продюсер от агента? Что значит быть продюсером писателя?
- Кстати, часто спрашивают, чем отличается продюсер от агента. Наверное, начну с того, что современному писателю в любом случае нужен помощник, потому что когда возникает какое-то произведение, фикшн мы имеем в виду, роман, то одновременно с ним возникает несколько десятков способов его использования. То есть его можно напечатать, издать на русском языке и на языке десятков стран, его можно экранизировать, его можно поставить в театре, по нему можно снять квест или компьютерную игру. Есть масса способов сегодня, как его использовать, например, издать в электронном виде. И, всё это десятки договоров.
- Книга сегодня – это вещь мультимедийная.
- Конечно да, мультимедийная. Кроме того, что это десятки договоров, десятки организаций, которые используют эту книгу в разных форматах, ещё и писатель имеет возможность каждые три года менять список этих организаций. Он смотрит, где и у кого его произведения хорошо работают, и решает с кем продлять договор, а с кем не продлять. Ну и, конечно, писателю этим заниматься неинтересно, он сосредоточен на творческих вопросах. И задача именно агента в этом разбираться, они заключают договора с разными организациями. Но Алексей Иванов он, же необычный писатель, он работает, как в кино, так и на телевидении, пишет как фикшн, так и нон-фикшн. Поэтому надо, чтобы кто-то постоянно организовывал ему экспедиции. Когда он делает кино нон-фикшн, то он объезжает иногда до ста объектов за год, это 20 тысяч километров дорог, это фотографы и т.д. Когда мы снимали «Хребет России» - это вся съёмочная команда, это весь локейшен, это бесконечное количество задач, и этим уже занимается продюсер. И вот Алексей Иванов десять лет назад решил, что ему недостаточно агента, который у него был, первым агентом у него тогда был Александр Гаврилов, а нужен постоянный человек, который будет заниматься всем и договорами, и организационным сопровождением всей его деятельности. Чем я и занимаюсь уже 10 лет.
- Очень интересно. А Вы знаете каких-то других писателей кроме Иванова, у которых тоже есть продюсеры или это такая уникальная ситуация? Я не знаю.
- Мне кажется, что ситуация уникальная. Я даже не знаю писателей, у которых есть персональный агент. Обычно всё-таки у агента несколько писателей.
- Скажем так, что даже несколько десятков писателей.
- Вот когда именно агент или продюсер, который занимается только тобой, я такого не знаю. У нас с Алексеем договорённость, что я имею право заниматься только им и я занимаюсь этим с утра до вечера вот уже десять лет.
- А как получилось, что именно Вы десять лет назад стали его продюсером? Откуда Вы взялись? Что было до этой точки, в которой вы пересеклись и дальше начали двигаться вместе?
- На тот момент я была филологом.
- А где вы учились, если это не секрет?
- Я закончила филологический факультет в Пермском государственном университете, там же защитила диссертацию по русской литературе, как раз накануне знакомства с Ивановым. Потом я училась на втором высшем в Санкт-Петербургском университете на факультете журналистики по специальности «PR». У меня уже были какие-то свои культурные проекты, известные на Урале. Тогда я и познакомилась с Алексеем Ивановым.
- А как Вы филологом стали? Это была случайность какая-то или Вы из семьи филологов, или вы писателем хотели быть? Мне всегда интересно, как человек приходит туда, куда он приходит? Что им движет?
- Я никогда не хотела быть писателем. Я в какой-то момент хотела быть журналистом, причём спортивным потому, что я ещё увлекаюсь разными видами спорта. Думала ехать куда-то поступать на журналистику, но в итоге не поехала никуда, осталась в своём городе и поступила на филфак. Кем я буду в конце филфака, я не представляла, но через два года выяснилось, что я останусь на кафедре и буду преподавать.
- То есть филфак был как бы вариантом наименьшего сопротивления, факультет на который проще всего поступить? Нет?
- Нет! Я последние два года школы целенаправленно к этому шла, уже знала, что буду поступать на филфак и углублённо заниматься литературой. Мне ещё и литература нравилась, но какую-то профессию себе после этого я не представляла. Куда пойду: учителем в школу или ещё кем куда-то, я не думала. Просто мне была интересна литература, и я поступила по этому интересу без всяких практических соображений на будущее. А дальше я узнала ещё и про PR. Когда я на литературу поступала такого понятия как «PR» ещё не было. И вот я поступила на «Связи с общественностью» и поняла, что это моё и видимо дальше я буду этим заниматься. И если бы я не встретила десять лет назад Алексея Иванова, то я бы была руководителем PR-службы в какой-нибудь компании, либо у меня была бы какая-то своя PR-компания, потому что это то, что у меня получается хорошо.
- Мне что на самом деле интересно, например человеку нравится читать книжки и есть некое представление о том, что будущая профессия будет связана именно с чтением книг, не с написанием, а именно с чтением и потом Вы постепенно понимаете, что будете заниматься пиаром в области литературы. Вы что-то попробовали, кого-то пропиарили? Может быть, предвыборную кампанию какую-то провели? Какое действие к этому привело?
Во-первых, до знакомства с Ивановым я преподавала в университете вначале на кафедре русской литературы, потом на кафедре журналистики. Защитив диссертацию, я поступила на «PR» и сразу же организовала школу PR-рекламы, организовала молодёжную школу журналистики, т.е. у меня появились какие-то проекты, в которых участвовали студенты. В основном это были проекты в области культуры в городе, например связанные с Пастернаком. В Перми тогда был объявлен год Пастернака и меня пригласили быть директором «Года Пастернака в Прикамье». Плюс у меня бы частные коммерческие проекты: магазины, фирмы, местные издательства предлагали мне придумывать и организовывать PR-проекты, и я поняла, что у меня это хорошо получается.
- И как произошло Ваше знакомство с Ивановым?
- У нас появились общие знакомые. Алексей тогда жил в Перми и у него на тот момент уже была идея сделать фильм «Хребет России», такой документальный сериал для федерального канала. Он хотел наложить историю на территорию, но не понимал, как это сделать. Когда мы познакомились, он узнал про меня, что я организатор и кроме этого увлекаюсь разными экстремальными видами спорта. И ему пришла идея, что нужно показывать территорию не только связанную с историческими фактами, какими-то географическими объектами, но и способы активного их освоения. То есть на территорию не только историю, но и спорт можно наложить. И вот возникла такая идея фильма «Хребет России» с тремя ведущими: одним экскурсоводом, одним приезжим и одним испытателем, который будет не просто рассказывать о платине Демидовского завода, но и прыгать с неё с катамарана. Алексей предложил мне быть продюсером этого фильма и сняться в роли испытателя. Вот так собственно и началась наша работа.
- А это Вы там прыгали? Я, если честно давно этот фильм смотрел и не помню уже.
- У меня там было много разных спортивных моментов и нужно было это всё делать без дублёра. Я летала на моторном дельтаплане. Для этих двух минут в фильме, я месяц училась, по 10 часов в день у меня были тренировки, пока не научилась летать без инструктора. Разбила один дельтаплан по ходу тренировок. Прыгала с четырёхметровой плотины на катамаране. На верёвке спускалась со скалы. Водила огромные машины в шахте, день или два этому тоже училась. На горных лыжах спускалась с водораздела уральских гор. В общем разные, разные виды экстрима были придуманы для меня Алексеем Ивановым.
- Здорово! Честно говоря, я не знал, что Вы всё это делали. Значит, Вас как бы в деле проверили и что после этого? Мне интересно, что было дальше?
- Мы готовились к фильму: Алексей писал сценарий, мы начали искать первые деньги. Я была продюсером, и мы организовали продюсерский центр «Юль», который занимался этим фильмом, пригласили Леонида Парфёнова. Мы разные пробовали съёмочные группы, пробовали разных ведущих, сняли «пилот». Но остановились всё-таки на Леониде Парфёнове, потому что тогда проекты Парфёнова для Иванова были образцом формата и, с которым ему хотелось сделать фильм «Хребет России». Ну и параллельно Алексей наблюдал за какими-то моими организаторскими способностями. А в это время у него книжками занимался Александр Гаврилов. Вот так он понаблюдал полгода и предложил мне заняться всем, и книжками тоже. И уже через полгода я заключила контракт на экранизацию «Географ глобус пропил».
- А в работе над «Глобусом» Ваша роль была, какая? Вы тоже были сопродюсером этого фильма или просто агентом?
- Понятно, что я заключала договор, договаривалась с продюсером Валерия Тодоровского Вадимом Горяиновым о продаже прав на экранизацию. У Алексея есть такой принцип, что если он отдаёт права на экранизацию, то он не вмешивается в процесс, это касается и театра, и кино и т.д. Он привык доверять профессионалам. Он не тот автор, который будет с ножом у горла приставать и спрашивать: «Почему нет этого героя, почему нет этой сюжетной линии?» Поскольку он сам пишет сценарии и очень хорошо понимает законы формата, то он спокойно относится к переводу из одного формата в другой. Поэтому наше участие в съёмках - это всегда вот такие любопытные зрители. Когда Алексей писал сценарий для фильма «Царь» Павла Семёновича Лунгина, мы просто приезжали на съёмки в Суздаль на несколько дней и плюс Алексей консультировал при выборе натуры потому, что он ещё специалист по деревянному зодчеству. Мы ездили в этот подготовительный период с Павлом Семёновичем в Суздаль, смотрели Кремли, монастыри. Во время съёмок «Географа» мы пришли в первый день на съёмочную площадку, познакомились с главными героями и за несколько месяцев до съёмок с Валерием Тодоровским посмотрели затонувшие корабли, какую-то натуру. И в последний день мы были на «шапке». В выборе актёров мы не участвовали. Но мы постоянно держим руку на пульсе, интересуемся, все новости узнаём.
- А вот что касается работы над сценарием, там как всё это было? Просто передал права или он писал драфт сценария «Географа»?
- У Алексея есть ещё один принцип - он не любит писать сценарии по своим произведениям. Ему предлагали по «Сердцу Пармы» написать сценарий, но ему это не интересно, для него это уже отыгранные истории. Если он пишет сценарий, то пишет уже новый. В «Географе» изначально должен был быть режиссёром Валерий Тодоровский и он написал свой сценарий, но примерно, через полгода ситуация переигралась и Валерий пригласил Александра Велединского, который писал уже свой сценарий. Я так понимаю, они этот момент обсуждали, и сейчас в фильме стоит два автора - Валерий Тодоровский и Александр Велединский, по-моему, даже третий какой-то есть.
- Это Рауф Кубаев на самом деле.
- А Иванов помню, написал уже на съёмочной площадке какой-то небольшой монолог. Возникла такая необходимость для Хабенского написать дополнительное размышление о реке и Алексей это сделал.
- В вашем сотрудничестве главным двигателем он выступает? Он предлагает какие-то идеи, и потом вы смотрите куда дальше их развивать: в книгу, в фильм и т.д. Правильно я понимаю?
- Да. И мне кажется, что это принципиально. Вот существует какой-то стереотип такие кровожадные и коммерциализированные продюсеры, у которых счётчик в голове, и они настроены этот счётчик, бесконечно крутить. Я здесь такой не стандартный вариант. Во-первых, я филолог и поэтому понимаю качество текста, понимаю, что Алексей уже вошёл в литературу и в историю литературы своими произведениями, большинство которых включены уже в вузовскую программу. Поэтому я никогда, ни за какие деньги сама не соглашусь, и его буду отговаривать писать триквел, приквел. Например, предлагали такие варианты «Географа». Я буду его всеми силами отговаривать писать историю каких-то компаний, если это не соответствует его интересам. Например, Иванову интересна горная промышленность, но это не связано с его интересами, то я буду отговаривать. Поэтому я считаю, что всё должно идти от автора. И Алексей уже тот автор, который может сам выбирать свои проекты. Он мне говорит, что ему на данный момент интересно, обычно это тем пять, и мы над этим работаем: что выстреливает, на что находим финансирование. Но, как правило, это наши темы.
- А как происходит выбор темы? Допустим, вы берёте несколько тем и решаете, что вот это будет фильм, а это будет сериал, это будет книга, а вот это будет нон-фикшн книга. Я как бы совсем-совсем упрощаю ситуацию, чтобы понять, как это происходит.
- У Алексея уже сразу есть какой-то формат для воплощения этой темы.
- Для меня стало сюрпризом, что источником первого четырёхсерийного документального фильма, были вы. Я был убеждён, что это первый канал заказал Парфёнову фильм про Урал, в который взяли ещё и писателя Алексея Иванова. Это такой взгляд зрителя. А оказывается это всё от вас шло и уже, потом появился Парфёнов и уже, потом появился канал. И это очень круто! Я не знаю других таких случаев, когда источником творческого импульса был пишущий человек. Это просто уникальная ситуация.
- Да, ситуация действительно уникальная, она была удивительна и для первого канала. Причём это же никакой-то маленький фильм, а это фильм за 2 миллиона долларов. А для того времени, по тому курсу, ещё и для документального телепроекта, с большим разбросом территории, с техникой - это были большие деньги. Это сейчас за пять лет у нас появились вертолётики, стедикамы и всё прочее, а тогда когда мы снимали - были рельсы, были краны многометровые, которые нужно было затаскивать на горы, используя вездеходы, вертолёты и т.д. Да, это было необычно. Кстати в «Хребте России» я всё-таки придумала один формат. Когда Алексей предложил делать «Хребет России», он видел это как фильм, а я ему предложила сделать ещё и фото-книгу. То есть параллельно съёмкам делать ещё какие-то фотографии в этих местах, потом вставить фотографии натуры плюс фотографии съёмок на этой натуре плюс текст Иванова уже проработанный к фильму. Потом у нас вошло в привычку делать такие книги. Критики назвали это жанр «иденти» - идентификация регионов. Увидев «Русский бунт», Алексей сделал «Горнозаводскую цивилизацию» в этом формате, сделал книгу «Дорога единорога». А началось всё с «Хребта России». Формат необычный, поэтому никто не может поверить, что права принадлежат нам. Есть ещё интересная история: мы заставили первый канал поверить в то, что они должны показать этот фильм. Потому что когда мы снимали, а съёмки длились два года, мы активно писали во всех СМИ, рассылали релизы, озвучивали каждую экспедицию, фотографировали, подробно описывали, без всяких договорённостей мы говорили, что снимаем для первого канала. У нас же было «лицо» первого канала - Леонид Парфёнов, и он уже делал фильмы в подобном формате. И, если мы хотели с нуля попасть на федеральный канал, нам нужно было ориентироваться на «лицо» этого канала.
- То есть первый канал был не в курсе, что он вам фильм заказал?
- Да, не в курсе, но мы во всех СМИ, во всех интервью говорили, что мы снимаем фильм и планируем показать его на первом канале. И через полгода я заметила на сайте первого канала моё интервью о том, что мы для них снимаем фильм. Они в это поверили.
- Два миллиона долларов, первого канала нет. Такой вопрос: откуда деньги?
- С первым миллионом случилось чудо...
* Полная версия интервью - в видео ->