Ивана Журавлёва призвали в армию. На целых три года оставлял он свою любимую девушку Любашу. В мотострелковых войсках служить - это, конечно, не на флоте – там вообще четыре года вдали от дома и близких.
Иван давно уже женился бы на Любочке и привёл бы её в свой дом. Но его мать и сестра Тонька и слышать о такой невестке не хотели. Из бедной семьи девчонка. Отец на фронте погиб. Мать уже после войны умерла. Живёт Любаша со старой бабушкой. Нет, родни у неё, конечно, много. Но всё такая же нищета.
А у Журавлёвых в доме достаток. И на стол кроме хлеба и кислых щей есть что поставить. И сундуки с приданым у Тоньки полные. Наряды вон меняет к каждому празднику. Нет, не ко двору им бедная невестка.
Разрывалось сердце Ивана – хотел уйти к Любаше жить без свадьбы. Но мать сказала:
- Уйдёшь к ней – прокляну. И знай в таком разе – нет у тебя ни матери, ни сестры.
Нет, мать бы согласилась принять любую невестку. Да вот Тонька её по-своему настраивает. Другая девушка у неё на примете. Тонькина подружка Верка, которая работает на почте. Оборотистая она, ухватистая. Молчаливая, в передовики не лезет, но о доме и семье никогда не забывает. Не то что Любка, готовая работать на общество бесплатно.
Верка и сама не прочь выйти замуж за Ивана. Красивый он парень, работящий. Слишком добрый, правда, ну так это не беда. Как жена повернёт, такой и муж будет.
С тяжелым сердцем ушёл Иван на службу. Обещал Любаше письма писать. Но не получает девушка обещанных весточек. Сама бы написала любимому, да адреса не знает.
Иван писал часто, только все его письма Верка отдавала Антонине. Сгорали послания в печи журавлёвской бани.
А Любаше хотелось сообщить любимому главное – что будет у них с Иваном ребёнок. Жаль, поняла она это только после отъезда парня. Но ничего, вернётся любимый, тогда и узнает. Беременность украсила девушку. Округлилось тело, в лице особый свет появился.
Тонька быстро смекнула, почему так хорошеет Любка. Ребёнок в их с Веркой планы не вписывался. Разнесли они по посёлку сплетню, что путается деваха с кем попало. Что будто слышались ночью с её двора мужские голоса. Что будто под утро выходил из её избушки кто-то, сапогами топал. Облить человека грязью, да умеючи – дело недолгое. Дурная слава к девушке быстро прилипает. Вот уже все косятся на Любушку – не успела проводить парня, а уже загуляла.
Тонька письмо брату в армию отписала – так, мол, и так. Путается после твоего отъезда Любка с кем попало. Теперь вот беременная ходит.
А у Ивана тут же картинка в голове сложилась. На его письма Любаша не отвечает – значит, причина есть. Значит, разлюбила. Значит, и правда, изменила ему. Черное горе накрыло парня. Замкнулся в себе.
К осени родила Люба сына. Назвала в честь отца – Ванечкой. Долго нянчиться с ребёнком не пришлось, вышла на работу. Ребёнка с бабушкой оставляла.
Как-то зимой приболел Ванечка. Отпросилась Любаша пораньше с работы, поехала на попутной машине в райцентр за лекарством. На обратном пути заглянула к родственникам. Выпила чашку чая, собралась уходить.
Сноха вышла проводить её. Густые сумерки опустились на землю – зимой темнеет рано, да ещё и небо тучами заволокло. С неба густо падали снежинки, крутились, подхваченные ветром.
- Ой, Любаш, метель зачинается. Оставайся. Не ровён час прихватит в степи. Заночуешь у нас, а утром колхозные машины пойдут – уедешь.
- Не могу я остаться. Ванечка болеет. Душа у меня не на месте. Лечить ребёнка нужно.
Не помогли уговоры родственников, ушла Люба домой.
Сначала шла она быстро. Убитая машинами колея под ногами чётко обозначала направление. Но снег, густо падающий с неба, быстро забил дорогу. Белесая мгла вокруг всё сгущалась. Идти было всё труднее и труднее. В какой-то момент Любаша поняла, что не чувствует под ногами твёрдой дорожной колеи. Стала искать, но вокруг был только рыхлый, проваливающийся снег.
Нет, Люба не боялась. Ей и в голову не приходила мысль, что с ней может случиться что-то плохое. Просто она торопилась. К сыночку своему спешила, что в жару метался на постели.
Ветер забивал дыхание. Любаша устала. Решила, что нужно остановиться и отдышаться. Потом она снова будет искать дорогу. Присев на корточки, девушка прикрыла лицо холщовой сумкой, в которой несла она лекарство для сына. И не заметила, как сладкая дрёма стала овладевать ею. Привиделся ей Иван, идущий навстречу, и лето, и жаркие объятия на берегу реки…
На следующий день, когда закончилась метель, из поселка вышел трактор – прочистить дорогу до райцентра. На полпути от жилья, в паре метров от дороги, увидел тракторист замёрзшее тело Любаши.
Похоронили девушку, а маленького Ванечку забрали дальние родственники. На семейном совете решили, что Ивану не скажут, у кого ребёнок растёт.
Отслужил Иван в армии, вернулся домой. Старая Любашина соседка рассказала ему, как порочили Тонька с Веркой девушку. Как любила она его, дурака, и что никого она к себе не допускала, а сына Ванечку родила она от него, Ивана Журавлёва.
Кинулся Иван к старой бабушке любашиной – закрыла она перед ним дверь. Поехал к её родственникам в райцентр – они ему ответили:
- Забудь о ребёнке. Сплетням тонькиным поверил, предал Любашу. Из-за тебя она и погибла.
Отступился Иван. Только и жить в своём селе не смог. Уехал, устроился в другом посёлке. Со временем женился на хорошей, спокойной девушке. О любви своей к Любочке от жены не утаил. Всю правду рассказал.
Прошли годы. Дети выросли, стали семьи свои заводить. Старшая дочка, которая училась в институте, однажды объявила родителям, что полюбила парня, и они собираются жениться. В ближайшие выходные она привезла Ванюшу знакомиться с семьёй.
Открыла мать дверь и остолбенела: перед ней стоял парень, как две капли воды похожий на её мужа в молодые годы. Она была умная женщина, догадалась, кто перед ней. Но виду не подала. Пригласила молодых за стол, стала расспрашивать парня о родителях.
- Отца своего я не знаю. Мама умерла, когда я ещё грудным ребёнком был. В степи зимой замерзла. А меня родственники вырастили, - отвечает гость.
Замер Иван. Слова сказать не может.
Потихоньку выспросила жена у парня, из какого села его мать, как звали её, в каком году он родился. Всё сошлось, это был он – тот ребёнок, которого по своей глупости потерял Иван много лет назад.
Долгим был разговор у Журавлёвых в тот вечер. Много было сказано, много слёз пролито, и горьких, и счастливых. Похож был сын на отца и лицом, и характером. Поэтому и понравился он дочери.
Вот так через многие годы встретил Иван своего сына. А что было дальше, как сложились их отношения, про то нам неизвестно. И пусть каждый сам решит, простил ли сын отца, и как пережила дочь потерю любимого жениха.
Если вам понравилась история, ставьте класс, подписывайтесь на наш канал. Мы будем вам рады!