Кутаисский автозавод известен своими "Колхидами". Автомобиль юыл любим водителями в качестве объекта баек за столом, но не в качестве машины, на которой хотелось бы работать.
Тем не менее, были в истории завода и малоизвестные любопытные моменты, например, опытная работа совместно с НАМИ над малым развозным грузовичком, получившим рабочее название "Кузя" и индекс НАМИ-0342.
Естественно, идея производства такого грузовичка была взята из-за рубежа: в ГДР в то время производился Multicar 25 в различных исполнениях.
Разработка началась в 80-е годы. Целевой аудиторией должны были стать малые сельскохозяйственные организации, для которых иметь большие грузовики было экономически нецелесообразно.
Прорабатывалось два варианта силовых агрегатов. Первый вариант разработали на Владимирском тракторном заводе и он был дизельным. Дизелек обладал мощностью 20 л.с. Вторым вариантом был разработанный на выпускающем мотоциклы Ирбитском мотоциклетном заводе бензиновый двигатель с водяным охлаждением. Был и третий вариант: импортный бензиновый мотор мощностью 40 л.с. Грузовик должен был не только перевозить грузы, но и работат ьв режиме трактора, поэтому на нем в паре с четырехступенчатой коробкой передач работала двухступенчатая раздатка.
Разработка "Кузи" закончилась уже после распада СССР. Поскольку КАЗ оказался в другой стране, заводу было предложено выкупить у НАМИ документацию на производство, но в Грузии от предложения отказались и продолжили выпускать крупные седельные тягачи.
НАМИ, тем не менее, не остановился в продвижении разработки. Планировалось выпускать машину в Ирбите, продавать малым частным фермерским хозяйствам. Автомобиль должен был быть унифицирован с трактором "Владимирец" в части установки навесного оборудования. Увы, и этим планам сбыться оказалось не суждено и оригинальная в целом идея так и оказалось живой на чертежах да и в виде нескольких образцов для испытаний. Один из экземпляров автомобиля сохранился в НАМИ.
Кроме этого, многим ранее в Кутаиси пытались освоить военную тематику и были разработаны бронетранспортеры, носившие название "Объект 1015" и "Объект 105Б". После предварительных испытаний у бронетранспортеров были выявлены существенные недостатки, которые комиссия предписала устранить. Опытные образцы перспективного бронетранспортера представили также два других завода. Наиболее успешными оказались БТР-60П, которые производил ГАЗ вплоть до 1987 года.