У нас тут всё просто – берем три самые культовые массовые кассеты первой половины 1980-х и сравниваем между собой, чтобы выяснить – кто же убьет дворецкого победит?
Итак, парни – Sony CHF модельного ряда 1978-81, всем известная кассета с корпусом-стекляшкой и оранжевыми наклейками. У меня версия кассеты с внутреннего японского рынка с хронометражем 46 минут в так называемом трипл-паке, когда три кассеты обтянуты одной упаковочной пленкой. Стоимость одной запечатанной кассеты CHF сегодня в районе 600 рублей.
Второй участник – TDK D, модельный ряд 1981 года. На мой вкус это самая красивая D-шка из всех. Также как и Sony эти кассеты с внутреннего японского рынка и также в трипл-паке. Хронометраж более привычный – 60 минут. Примерная стоимость запечатанной кассеты 600 рублей.
Ну и третий участник – легендарная Denon DX1, модельный ряд 1983 года. Наиболее редкая кассета из представленных, точнее, она не такая уж и редкая, но, тем не менее, предложений именно запечатанных кассет DX1 меньше и сами кассеты дороже. Свои я купил по 800 рублей за штуку, но на рынке часто встречаются предложения по 1000 и даже 1200 рублей за именно такие кассеты.
Отдельно (и в очередной раз) хочу сказать, что считаю бюджетные кассеты I типа говном и мусором не предназначенными для высококачественной записи. Однако в нашем случае, все-таки мы говорим о самых лучших представителях этого сегмента и самых заклятых врагах, чья вражда, собственно, двигала общий прогресс.
Sony CHF самая старая кассета в нашем тесте, у неё олдскульный подкассетник с карманом со скошенными углами, что, вероятно, говорит о том, что кассета из ранних партий, потому что CHF позднего выпуска шли уже с другим подкассетником с «прямым» карманом.
Кстати, что интересно – на американский рынок эти кассеты не поставлялись, а вместо них были кассеты LNX, они имели оформление с оранжевым акцентом, а не с черным. Сами же полупрозрачные корпуса с оранжевыми наклейками были совершенно идентичны, разница только в аббревиатуре и паре мелких надписей. Но, как ни странно, лентами эти кассеты различались.
У TDK D мне очень нравится корпус темно-серого цвета и великолепные наклейки, кажущиеся металлизированными, но на самом деле это заслуга удачного дизайна, бумага здесь совершенно обычная. Но ведь как классно смотрится! Икона.
Вкладка TDK самая навороченная. Тут тебе и информация с графиком и Recording memorandum и еще куча всего внутри (правда только если ты умеешь пользоваться переводчиком Google). Но полей для записи трек-листа меньше, чем у остальных.
Denon DX1 уже тогда начинала демонстрировать свой особенный подход – у кассеты уникальная текстура с наклонными полосками и в оформлении много черного цвета.
Вкладка Denon самая оптимальная по разлиновке, на мой взгляд, но серебристая рамка на торце сокращает поле записи, хотя смотрится неплохо.
Довольно занятное открытие – кассеты Denon оказались из официальной поставки в СССР. Обычно я получаю кассеты с американского или японского рынков, а тут на тебе – бэк ту зе юэсэса! На вкладке обнаружился русский текст с гарантией, а на внутренней стороне нашлась «Инструкция по эксплуатации магнитных кассет Denon DX1». Крутяк, люблю такое.
Мне хочется решить для себя – какая же кассета больше остальных мне нравится внешне. Но у меня не выходит – все они иконы дизайна аудиотехники тех лет, наравне с каким-нибудь, ну не знаю, Шарпом три семерки или Уокмэном. Каждая из них прекрасна по своему.
Еще интересно, что цвет ленты кардинально отличается у всех кассет. У TDK D лента светло-коричневая, а у Denon она темно-коричневая. У Sony CHF лента вообще больше похожа на псевдохром – она какого-то серого цвета.
Что касается качества, то по моим субъективным ощущениям, все три кассеты идут нос к носу. Корпуса, шум при перемотке, полиграфия и остальные общие ощущения от кассет приблизительно на одном уровне. Не могу сказать, что какая-то кассета в чем-то лучше или хуже остальных.
Но вот с качеством записи дела обстоят совсем иначе. Мне очень нравится, как записываются американские LNX – если не брать в расчет заметный уровень шума ленты (как и у всех кассет этого класса), то она очень приятна по звуку. На мой взгляд это одна из самых сладкоголосых бюджетных кассет I типа (в симбиозе с моей декой).
Но, к моему разрочарованию, у CHF внутри оказалась совсем другая лента и она совершенно не такого качества. У неё оказалась подчеркнута верхняя середина, и что бы ты не записывал, появляется небольшое осветление фонограммы, а в некоторых случаях вы можете получить сибилянты на женском вокале. Неплохо в целом, но можно было и лучше.
Недаром TDK D часто называют эталоном этого класса – уличить её в недостоверности очень трудно. Вы почти всегда получаете ровный звук. Почти. Но, если придираться, то можно заметить, что на низах у D-шки не всегда всё гладко. В своем экземпляре я отметил снижение разрешения и динамики на низах и это единственный недостаток кассеты.
Засланец в СССР Denon DX1 оказался самым способным и продемонстрировал образцовое качество записи для своего класса. Я не смог отметить критических ухудшений при сравнении Tape/Source. И эта лента держит уровень записи немного выше чем TDK и Sony. Прекрасная кассета, ничего не скажешь.
Все эти ископаемые, безусловно, не претендуют на роль топовых или аудиофильских кассет, поэтому демонстрируют «нормальный» уровень звука, приемлемый для магнитол, плееров и начального hi-fi. Этакий MP3 тех лет – совсем не плохо, но бывает заметно лучше. Поэтому все их недостатки легко скроются при прослушивании в соответствующем оборудовании, а вот на хороших и отличных деках вы легко заметите недостатки.
Но сегодня это всё же больше ностальгическое развлечение – взять какую-нибудь из этих кассет, воткнуть в магнитофон и послушать примерно то же самое, что ты слушал в свои sweet sixteen, вспоминая те времена, когда всё было гораздо проще и веселее.
Еще кассетки: Denon MG-X :: Sony Metal Master :: TDK MA-XG :: That's Suono :: Triad MG-X :: That's CD/IVF :: TDK AR-X :: Sony UX-PRO :: TRIAD F-X :: Denon HD8 :: Sony ES I и ES II :: INSTA :: FB :: Делитесь публикацией в соцсетях, карма сама себя не повысит!