Найти в Дзене

Расставашки — всегда печалька

Диминутивы — это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и мы уверены, что многих из нас раздражает речь, усыпанная платьишками, остановочками, мальчишечками или вареньицем. Но почему? И должно ли это раздражать? Чем обусловлено употребление таких слов? Неужели люди «не слышат себя со стороны», или намеренное украшательство и ласкательность речи имеет какую-то специальную функцию, о которой мы даже не догадываемся? Мы почитали, что об этом думают лингвисты Ксения Туркова и Ирина Фуфаева, и составили краткий дайджест мнений (после каждого мнения — ссылка на полный текст статьи). Ксения Туркова Удивительно, как эти безобидные и, что следует из самого названия, «ласкательные» формы раскалывают носителей языка на два лагеря: одни готовы «по лицу съездить» за фразу «человечек пришёл за денежкой», другие же испытывают к подобным словам нежные чувства. В этой связи интересны не столько диминутивы, сколько то, как к ним относятся люди, проявляя «агрессию и нетерпимость». Использовани
Оглавление

Диминутивы — это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и мы уверены, что многих из нас раздражает речь, усыпанная платьишками, остановочками, мальчишечками или вареньицем. Но почему? И должно ли это раздражать?

Чем обусловлено употребление таких слов? Неужели люди «не слышат себя со стороны», или намеренное украшательство и ласкательность речи имеет какую-то специальную функцию, о которой мы даже не догадываемся?

Мы почитали, что об этом думают лингвисты Ксения Туркова и Ирина Фуфаева, и составили краткий дайджест мнений (после каждого мнения — ссылка на полный текст статьи).

Ксения Туркова

Стикерпак «Метнулся кабанчиком» изобилует «человечками»
Стикерпак «Метнулся кабанчиком» изобилует «человечками»

Удивительно, как эти безобидные и, что следует из самого названия, «ласкательные» формы раскалывают носителей языка на два лагеря: одни готовы «по лицу съездить» за фразу «человечек пришёл за денежкой», другие же испытывают к подобным словам нежные чувства. В этой связи интересны не столько диминутивы, сколько то, как к ним относятся люди, проявляя «агрессию и нетерпимость».

Использование этой формы стало способом отличить «своего от чужого», «зоной нетерпимости в языке» — как, например, ударение в слове «звонит» или неразличение глаголов «одеть» и «надеть».

Эти уменьшительно-ласкательные «вызывают у нас, толерантных, креативных и интеллигентных, желание заклеймить, растоптать и искоренить».

Что за этим стоит? Читайте в «колоночке о диминутивчиках» Ксении Турковой.

Ирина Фуфаева

Лучше и не скажешь...
Лучше и не скажешь...

Почему вместо «безнадёжно» мы говорим «безнадежненько», а вместо «печально» — «печальненько»? Есть в этом, очевидно, какая-то ирония и игра, но ведь дело не только в них. Кто-то, употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в своей речи, снижает пафос или категоричность произнесённого: какая точная рефлексия над своим языковым поведением!

Такое желание снизить накал страстей может быть реакцией на «драматизм и конфликтность Рунета, бесконечный скандальный фон». Средства языка в этом случае выступают как регуляторы речевых намерений: даже не средства, в средство — одно-единственное. И даже не слово, а всего лишь маленькая его часть — суффикс. Но и он работает.

А как ещё работают уменьшительно-ласкательные суффиксы? Читайте в заметке Ирины Фуфаевой.

Как часто вы замечали за собой употребление диминутивов? Раздражает ли вас «печалька» и «кофеёк», хочется ли убить кого-нибудь за «печенюшечку»?

Автор: Екатерина Тупицына

Материалы защищены авторским правом. При цитировании обязательны ссылка на источник (канал #всемдиктант на Яндекс.Дзене) и указание автора публикации.