Найти тему
Спортивный накал

"Княжеские седаны": как АЗЛК пытался наладить выпуск новых седанов

В конце 80-х на АЗЛК начали работать над новым седаном на базе модели 2141. Модель называлась "коротким седаном".

Автомобиль получил индекс 2142, позже на его основе был сделан удлиненный 2142R, получивший название "Князь Владимир", а также совсем экзотический бизнес-седан "Иван Калита".

"Князь Владимир" салон получил от 2141.

Князь Владимир
Князь Владимир

В 90-е завод АЗЛК уже находился в безвылазном положении, тем не менее конструкторы завода не теряли надежды и до последнего старались разработать что то новое. В истории почти каждого уже не существующего завода была группа энтузиастов, которые до последнего предлагали какие-то новинки и пытались спасти завод. Жаль, что случаев, когда такими идеями действительно спасали история знает единичное количество.

При начале проектирования предполагалось, что автомобиль дополнит в модельном ряду хэтчбэк, все автомобили будут оснащаться двигателями с собственного завода. Но все мы знаем, что завод двигателей так и не был запущен - кредиты за новый завод из-за постоянной инфляции довели завод до плачевного состояния, а уже закупленное оборудование в смутные времена ночью увозили за пределы завода грузовиками.

В итоге автомобиль по желанию клиента оснащался двигателем от Рено, были опции в виде электростеклопакета, гидроусилителя и кондиционера.

2142R имел сложный технологический цикл изготовления, по центру на нем также вваривалась вставка. Для изготовления одного автомобиля требовалось два кузова от 2142, цикл изготовления был долгим, а задел кузовов 2142 не бесконечным.

Удлинение производилось кустарно: брался обычный кузов, распиливался и по центру вваривалась вставка. Безопасность? О ней на стремительно ветшающем заводе вряд ли думали. Тем более к тому времени было и не до безопасности: во многих корпусах автогиганта не было даже отопления.

Позиционировался "Князь Владимир" как автомобиль для людей среднего звена, однако его высокая цена отпугивала потенциальных клиентов, да и рынок уже был полон иномарок, которые были существенно надежнее и проще в обслуживании.

В итоге за все время было выпущено около 1500 "Князей", обычная же версия 2142 была изготовлена единичным тиражом.

Поскольку у нового руководства завода был план по перепрофилированию завода с серийного производства бюджетных автомобилей на мелкосерийное производство бизнес-седанов и автомобилей для среднего звена, то на базе все того же седана создали экзотический автомобиль бизнес-класса.

-2

Конкурировать с «Жигулями» завод не мог, это на АЗЛК прекрасно понимали, поэтому ставка при разработке очередной модели была сделана на представительский седан. Да, в этом классе прочно обосновалась «Волга», но правительство Москвы было крупнейшим акционером АЗЛК, а следовательно, можно было по праву рассчитывать на заказ правительством столицы автомобилей именно марки «Москвич».

Базой для автомобиля стал «Москвич 2141», по сути «Калита» был удлиненной версией седана 2142 «Князь Владимир». Перевоплощение «Князя Владимира» в «Ивана Калиту» проводилось по сути вручную. Первый экземпляр был представлен в 1998 году на выставке в Москве и запомнился многим качеством сборки и большими зазорами между элементами кузова. База автомобиля была удлинена на 20 см по сравнению с моделью 2142.

-3

Серьезные изменения коснулись салона: панель с деревянной отделкой, кондиционер, кожаный салон, CD-магнитола – все это шло уже в базовой версии. Все машины оснащались 2-х литровым 16-клапанным двигателем «Рено» и пятиступенчатой коробкой передач. Двигатели были двух типов, один развивал 113 л. С, второй – 140. Оснащение автомобиля действительно соответствовало комфорт-классу тех времен. Предлагалась, кстати, также и полноприводная версия «Ивана Калиты»! В полноприводной версии был еще и холодильник.

Подвело качество сборки, ручные доработки, низкая повторяемость от автомобиля к автомобилю и цена – автомобиль был в три раза дороже «Княза Владимира», его цена была в районе 30 тысяч долларов.

Автомобиль был огромным: его длина составляла 4910 мм. Если хотите сравнить с чем то современным, то пожалуйста: новый Mazda 6 имеет длину 4870 мм. Если сравнивать по стоимости по нынешнему курсу, то и в цене «Калита» немного уступает Mazde 6.

В итоге автомобиль изготавливался под заказ, в большинстве случаев в качестве подарка какому-нибудь важному человеку. Экономической выгоды от него не было, правительство Москвы заказало пилотную партию, после чего к вопросу приобретения под свои нужды «Калиты» больше не возвращалось, а из автопарка от машин избавились при первом же удобном случае, хотя, говорят, Лужков на нем приезжал на пару визитов в городе.

Авто
5,66 млн интересуются