Найти тему

Воспитание для взрослых: контролируй свои эмоции / Часть 1

Оглавление

Есть одна крутейшая книга. Написана она Дэниэлом Сигелом и называется "Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка".

Не спешите закрывать статью, если у вас нет детей и не скоро появятся. В книге приведены настолько фундаментальные знания о мозге, что информацию вы можете применить уже завтра, к примеру, на работе или в общении с близкими людьми.

Сначала я по пунктам разберу все полезности, которые я вынесла из книги, а в конце опишу общее впечатление о прочтении.

Полушария

1. Левое полушарие - логическое, правое - эмоциональное, это знают все. Но они, на самом деле, любую информацию обрабатывают вместе: правое фиксирует фрагменты - факты, а левое обобщает информацию и складывает всё в логическую цепочку. Кстати, если фактов из правого полушария не хватает, то левое все равно додумывает их, чтобы было все логично (это уже почерпнуто из другой книги). То есть нет такого, что над задачкой работает левое полушарие, а над картиной - правое. Они оба одновременно активны, чтобы у нас в жизни в норме было достаточно эйфории и степенности.

2. Эмоциональный взрыв - это плохо, но сухая логичность - не лучше. Это два примера перекоса в работе полушарий. Автор предлагает следующее решение. Сначала понять, в какую сторону перекос (это несложно), установить взаимосвязь с доминирующей частью мозга человека. Когда связь наладится и вы с ним будете какое-то время "на одной волне", начать включать "обиженное" полушарие, которое до этого было загнано "в угол". Этот прием позволит сбалансировать эмоции и логику в отношении конкретной ситуации и даст возможность двигаться дальше.

3. Чувства сложно выразить словами. При сильном эмоциональном потрясении часто возникают проблемы, которые не высказаны и в последствии "опускаются" в подсознание, так называемую имплицитарную память. Но об этом я напишу ниже. Сейчас же речь о речи. Чтобы привести к гармонии чувства и логику, нужно вновь и вновь пересказывать происшествие, которое вызвало дисбаланс. Говорение включает левое полушарие и облегчает жизнь правому. Так можно помочь мозгу осознать стрессовую ситуацию и не оставить себе или другому (у кого случился стресс) нежелательный "подарочек" на будущее в виде подсознательных страхов и барьеров.

Префронтальная кора и Амигдала

4. У нас в черепе есть еще два соперника: префронтальная кора и Амигдала (Миндалина). Префронтальная кора - самая эволюционно молодая структура мозга. Именно она делает нас людьми - отвечает за критическое восприятие, мышление и тому подобные "чисто человеческие" признаки. А Амигдала - одна из самых древних структур мозга, она работает всегда и даже тогда, когда другие не могут, как механический тормоз в поезде. Она отвечает за страх, гнев, реакцию "бей и беги", то есть за наше выживание. Еще за секс, но это не относится к воспитанию.

Когда мы устаем, голодны, выпили что-то алкогольное, то первыми отключаются самые молодые, то есть префронтальная кора. И всем рулить начинает Амигдала. У людей эта самая кора полностью созревает к 25 годам. Соответственно, у детей она находится вообще в зачаточном состоянии. Поэтому они подвержены истерикам и прочим эмоционально нестабильным состояниям. Многие взрослые, кстати, тоже.

5. Чтобы вернуть человека "к жизни", то есть вытащить из эмоционального коллапса, когда Амигдала захватила власть и не дает коре взять ситуацию под контроль, нужно заставить его думать. И нет, не надо пытаться ему логически объяснить, что эмоционировать - дело бесперспективное. Нужно дать любую пищу для размышлений, хоть деление столбиком, лишь бы привести в чувства наше мышление и дать Амигдале отдохнуть. Я своей двухлетней дочке, когда у нее случаются истерики, задаю простые вопросы: где у тебя хвостики, как мяукает котик, где у тебя правая ручка, где левая. Не могу сказать, то это на 100% эффективно, у детей, как я уже говорила, мышление развито очень слабо, но примерно в 70% это помогает. Также и со взрослыми. И с самим собой.

6. Мышление надо тренировать. Почему во взрослом возрасте нам встречаются эмоционально неуравновешенные люди? Потому что в период созревания префронтальной коры они ее не использовали на всю катушку. Нужно уметь брать свои эмоции под контроль, для этого нужно использовать любую ситуацию, чтобы лишний раз потренить эту способность. И с детьми то же самое. Чем больше мы будем призывать их мыслить, давать пищу для размышлений, тем более здоровым (речь, конечно, про психику) вырастет ребенок.

Если вам уже за 25 и вы импульсивны, не всё потеряно. Как говорится, сначала осознайте проблему, затем действуйте. Пытайтесь осознать, что каждый раз, когда вы гасите эмоции и взываете к силе мышления, вы вырабатываете устойчивые нейронные связи и определенный паттерн поведения. Рано или поздно результат будет, главное правило - постоянство.

Что-то уже много написала, а всего 6 пунктов. Их у меня всего 14 в конспекте.

Быть второй части. В ней я расскажу о памяти, о том, как справляться с эмоциями и о загадочном Mindsight.

Поддержите меня лайком и обязательно прочтите вторую часть, там меньше информации про структуры мозга и больше про практические способы владения собой. И немного про воспитание и полноценных будущих людей.

Кстати, у меня ведь есть еще статья про похудение с точки зрения нейробиологии и про смешного, очень умного физика Ричарда Фейнмана. Наслаждайтесь!

Есть мнение, что статьи получаются очень длинными. Дробить на более короткие? Очень важна ваша обратная связь, ребята!