Найти тему
Музыкальный критик

Эквализация баса: как и зачем?

Оглавление

И снова здравствуйте, с вами снова диванный гитарный эксперт с 8 летним стажем. На этот раз мне бы хотелось поговорить про другой инструмент - это бас. А в этой теме очень даже есть, что рассказать. Бас-гитара - инструмент интересный. Казалось бы, что тут сложного, - дергай “нули" под бочку и повторяй гитару. Однако, если посмотреть внимательно, то здесь нас ожидает много интересного.

К сожалению, на басу мне удалось поиграть не так много, как на гитаре. Однако, я работал с бас-гитаристами и часто замечал сильное отличие в звучании. В процессе общения я выяснил, что самый первый инструмент для формирования тембра - это эквалайзер. Более того, только взяв в руки бас, начинаешь пользоваться данным элементом темброблока.

Один из примеров - педаль MXR M108S Ten Band EQ, фото с сайта amazon.com
Один из примеров - педаль MXR M108S Ten Band EQ, фото с сайта amazon.com

Для начала хотелось бы отметить один важный момент. Если у гитары можно “что-нибудь покрутить, чтобы был метал”, то бас-гитара в этом плане сложнее. Этот инструмент можно просто подключить к усилителю и начать играть “нули”, но удовольствие от прослушивания будет весьма сомнительным. Я вам постараюсь объяснить некоторые причины, почему басу требуется эквалайзер.

Первая причина: конструктивные особенности

Ранее я делал перевод статьи с японского языка (ссылка будет в конце текста), где рассказывалось про некоторые тонкости. Одной из таких тонкостей является очень чуткое реагирование на усилие: длинная мензура и толстые струны (относительно гитары) довольно ощутимо располагают к этому. Я могу подробно объяснить, но не думаю, что вы планируете задержаться на этом тексте ещё минут 10. Поэтому оставлю здесь такую мысль: без уменьшения некоторых резонирующих частот игра бас-гитариста если что-то и вызывает, то только рвоту. По крайней мере, в реальном случае.

ESP Stream LS5 на фоне бас-гитаристки из Aldious
ESP Stream LS5 на фоне бас-гитаристки из Aldious

Вторая причина заключается в нас

В басовом диапазоне плохо слышно ноты. А если ещё учесть, что мы чаще всего слушаем музыку не вживую, а через дешевые “затычки” из фикс прайса за полтос… В общем, вы меня поняли. Соответственно, в миксе надо хорошо подчёркивать атаку, верхнюю часть диапазона. Особенно это касается современной рок-музыки, где довольно часто используют пониженный строй или гитары (в том числе, бас-гитары) с расширенным диапазоном.

Отдельно хотелось бы отметить нестандартную эквализацию

Нестандартной эквализации для бас-гитары не существует. Для каждого типа решения художественных задач есть свои настройки эквалайзера. Скажем, для электронной музыки нужно усиливать нижнюю часть диапазона, для поп-музыки особо ничего не надо, для рока и метала (особенно, экстремального) нужно хорошо поднимать верхнюю часть и так далее.

Надеюсь, я вам дал достаточно информации. Подписываемся на канал, комментируем, ставим лайки.

Рекомендую также ознакомиться:
[Перевод] Как играть на бас-гитаре (хват и аппликатура)