Действующим законодательством не предусмотрено, что полномочия лица, являющегося единоличным исполнительным органом (руководителем) организации, прекращаются на время его болезни, отпуска, командировки и других причин. Даже временное наделение своими полномочиями другого лица не влечет прекращения полномочий самого единоличного исполнительного органа. Эти полномочия могут прекратиться только в случаях, предусмотренных законом.
Поэтому руководитель организации в период временной нетрудоспособности вправе совершать юридически значимые действия (в том числе заключать договоры) от имени организации, подписывать документы (в том числе документы на прием сотрудников на работу и т. д.), а также осуществлять иные полномочия, возложенные на него законом и уставом, в пределах своей компетенции.
Сказанное подтверждается и судебной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 09.02.1999 № 6164/98, ФАС Северо-Западного округа от 11.03.14 № А21-5135/2013, ФАС Уральского округа от 08.06.10 № Ф09-4172/10-С3, ФАС Московского округа от 24.05.2010 № КА-А41/5089-10, ФАС Поволжского округа от 14.01.2010 № А12-6003/2009 и др.).
При этом во избежание негативных последствий считаем целесообразным в период нахождения руководителя организации на больничном назначить заместителя для выполнения его обязанностей в порядке, предусмотренном уставом организации.
Материал подготовлен в рамках индивидуальной консультации.