Первые мотоциклы, которые по сути были велосипедами с моторчиком, вполне обходились обычной вилкой без какой либо амортизации.
Далее инженерная мысль начала прошлого века металась в поисках разных решений рождая по пути самые причудливые конструкции.
Однако довольно быстро все пришли к привычному нам телескопу. Что забавно первыми массовыми мотоциклами с такой передней подвеской стали мотоциклы BMW.
Забавно это именно потому, что сегодня как раз BMW является одним из центров антителескопной оппозиции, выпуская мотоциклы с передними подвесками Telelever (Saxon-Motodd) и Duolever (Hossack) .
Интересно что и новая Honda Goldwing использует подвеску Хоссака.
Так чем же плох телескоп? Все дело в том что он как и любое решение типа "Все в одном" не очень хорош если смотреть на каждую функцию по отдельности.
Главный недостаток в том что в телескопической вилке не разделяется торможение и демпфирование. При торможении вилка вынужденно складывается, что во-первых изменяет геометрию мотоцикла (заострятся угол наклона вилки, уменьшается расстояние между колесами), что меняет его управляемость, а во-вторых практически исчезает ход сжатия, что негативно сказывается на комфорте и опять же управляемости.
При езде в наклоне, чем круче угол, тем меньше демпфирование, и тем больше вилка работает на изгиб.
Для того что бы избежать негативных факторов перья вилки делают толще, внутрь добавляют много сложной гидравлики и порой электроники. Это приводит к тому что вес растет, а цена топовых моделей и вовсе улетает в космос. Например гоночнач вилка Öhlins FGR300 стоит 12000 долларов. Это без траверс. Инструкция по настройке к ней на 75 страницах.
Но не смотря на все недостатки, не смотря на то что есть и варианты решения проблем, например лучшим вариантом является передняя подвеска как у Bimota Tesi где амортизатор не воспринимает тормозной момент, телескопическая вилка остается самым популярным решением. И даже BMW потихоньку снижает количество моделей с фирменным Телевером.
Почему?
Ответ довольно прост. В большинстве случаев потребителю достаточно обычного телескопа. Его конструкция проста, отработана, и дешева. Недостатки известны и с ним привыкли мириться и знают чего от него ожидать..
Альтернативные подвески ставятся только на дорогие мотоциклы, владельцы которых ожидают большего. Туда же идут и продвинутые сложные телескопы. Тем более что с помощью электронного управления можно сгладить основные проблемы.
А для гоночного мотоцикла амортизация в наклоне вообще осуществляется за счет программируемой поперечной жесткости телескопических вилок.
Вот такой вот технологический застой.