В прошлый раз я обещал рассказть об естественном геополитическом союзнике России – Иране. Именно естественном. Ибо на современном этапе в мире существует исключительно три центра силы: Соединенные Штаты, Китай и Россия, взаимоотношения между двумя первыми вполне можно охарактеризовать в хантингтоновской терминологии как конфликт цивилизаций, хотя в основе их противостояния лежит экономический фактор.
В культурологическом плане России, разумеется, ближе США, но с точки зрения исключительно геополитической – Поднебесная, особенно если учитывать, что последняя в большей степени ориентирована, в плане внешнеполитических приоритетов, на Африку (где весьма остро сталкиваются интересы Соединенных Штатов и КНР – в Ливии, например, равно как и в странах Магриба в целом), нежели на Сибирь и Дальний восток, о чем я рассказывал в предыдущем материале.
Понятно, что каждая из сторон ищет союзников. И здесь геополитические интересы Китая и России совпадают с иранскими. Но вот вопрос: стоит ли игра свеч? Да, на современном этапе Тегеран – далеко не ведущая мировая держава, но время быстротечно. Сравним тот же Китай лет тридцать над и на современном этапе. Как говорится, без комментариев. И контуры лидирующего положения Ирана в регионе просматриваются уже сегодня. По ряду причин. Разберем их.
Во-первых, персы научились жить в условиях жесткого секционного давления и не сломались. Во-вторых, в Иране на высоком уровне стоит школьное образование, о чем свидетельствуют достойные места, занимаемые учащимися этой страны на различных олимпиадах. Не буду голословным: в октябре ушедшего года иранские школьники выиграли чемпионат мира по математике в Лондоне, а, согласно сообщению, Информационного агентства Исламской Республики Иран, «Команда "Дома математики” Тегерана уже 23 раза принимала участие в этом конкурсе и завоевала более 700 медалей за последние десять лет».
Неплохо, правда? И раз уж мы затронули «Царицу наук»: первой женщиной, получившей премию Филдса – своего рода математического аналога Нобелевки, стала иранка Мариам Мирзахани, к сожалению умершая в 2017-м. Да, карьеру она сделала в Соединенных Штатах, став профессором Стэнфорда, но образование получила у себя на родине – в престижном Тегеранском технологическом институте. И еще в 1990-е на одной из олимпиад Мариам показала результаты, в 1982-м достигнутые нашим знаменитым соотечественником Григорием Перельманом.
А нанотехнологии? Здесь Исламская Республика уверено занимает первое место среди мусульманских стран и 20 место в мире. И это не должно удивлять: 16 тысяч иранских учащихся являются членами школьного клуба по нанотехнологии. Здесь уместно упомянуть Судабе Даваран – доцента фармацевтического факультета университета Тебриза. На ее счету 15 зарегистрированных изобретений. У нас же, согласитесь, до сих пор в обществе бытует неверное положении о приниженном и «забитом» положении женщины в Исламской Республике.
Подобные достижения формируют будущее страны, и уже ныне положительным образом оказывают влияние и на ее экономическое развитие и укрепление Вооруженных сил. В плане создания военной техники персы добились немалых успехов.
Да, созданный ими танк «Зульфикар», в различных его модификациях, уступает израильскому «Меркава Мк-4» и российскому Т-90, равно как и американскому М-1 «Абрамс». Но это на современном этапе, но что будет завтра?
ВМС страны располагают подводной лодкой «Кадир» собственного производства, равно как на вооружении ВВС состоит отечественный истребитель «Азарахш», а также запущена программа по созданию истребителя-бомбардировщика третьего поколения. И это не весь перечень достижений иранской военно-научной мысли, которая довольно быстро развивается и имеет, судя по указанным выше достижениям иранских школьников, блестящие перспективы.
Все это не должно удивлять, ведь персидская цивилизация – одна из древнейших и уникальнейших в мире, о которой, увы, мы мало что знаем, а если и знаем, то в негативной коннотации: в связи с греко-персидскими войнами и походами Александра Македонского. Но вот нам известно, что в раннее Средневековье существовал «Золотой век ислама», когда в библиотеке Багдада было более книг, нежели во всех европейских государствах вместе взятых. Так вот, большинство ученых раннего Средневековья – это именно персы; вспомним хотя бы Бармакидов, Сухраба, аль Хорезми, Сухраварди, Фирдоуси, Хайяма. Эти выдающиеся ученые и мыслители представляли собой подлинную интеллектуальную элиту и Абассидского халифата и Сельджукского султаната.
Одним словом, Иран не только выгодный геополитический союзник России, но и – в обозримом будущем точно – достойный партнер в области развития тех или иных научных проектов.
Более подробно затронутые в материале теме освещены в моих статьях:
https://www.vpk-news.ru/articles/34737
https://www.vpk-news.ru/articles/46419
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.
Игорь Ходаков