Найти в Дзене
vnedorog

Монголия. Места силы

В начале августа я с моим другом и штурманом Родионом совершили одиночную экспедицию по Монголии. Пусть будет именно термин «экспедиция», потому что мы отправлялись в нее с целью найти места силы, прикоснутся к неизведанному и что-то поменять в себе. Настало время подводить итоги. Это будет вводный отчет с самыми интересными фотографиями, а далее планирую выложить серию фотоотчетов и по возможности сделать небольшой фильм. Снимал много на всякую технику, нужно лишь смонтировать. Монголия пока еще далека для центрально-европейского автотуриста, при этом в последние годы очень сильно меняется в плане большей доступности, поэтому надеюсь эти отчеты будет полезны и интересны. Особое место уделю логистике и срокам – мы «долетели» из Москвы до Ташанты всего за 4 дня, а вообще поездка уложилась почти в 2 недели. Конечно же 2х недель однозначно мало для такого маршрута. У нас получилось нечто больше напоминающее ралли марафон, но я считаю, что лучше так чем никак. Ибо Монголия это что-то беско

В начале августа я с моим другом и штурманом Родионом совершили одиночную экспедицию по Монголии. Пусть будет именно термин «экспедиция», потому что мы отправлялись в нее с целью найти места силы, прикоснутся к неизведанному и что-то поменять в себе.

Озеро Толбо нуур
Озеро Толбо нуур

Настало время подводить итоги. Это будет вводный отчет с самыми интересными фотографиями, а далее планирую выложить серию фотоотчетов и по возможности сделать небольшой фильм. Снимал много на всякую технику, нужно лишь смонтировать. Монголия пока еще далека для центрально-европейского автотуриста, при этом в последние годы очень сильно меняется в плане большей доступности, поэтому надеюсь эти отчеты будет полезны и интересны. Особое место уделю логистике и срокам – мы «долетели» из Москвы до Ташанты всего за 4 дня, а вообще поездка уложилась почти в 2 недели. Конечно же 2х недель однозначно мало для такого маршрута. У нас получилось нечто больше напоминающее ралли марафон, но я считаю, что лучше так чем никак. Ибо Монголия это что-то бесконечно прекрасное, застывшее во времени и потерянное в пространстве.

Стоянка на берегу озера Толбо нуур
Стоянка на берегу озера Толбо нуур

Время здесь идет иначе, медленно и неспешно. Конечно есть некое однообразие в движении по степным дорогам (или скорее направлениям) и даже к таким красотам привыкаешь.

Озеро Толбо нуур
Озеро Толбо нуур

Увы, эра урбанизма постепенно пробирается и сюда. Немного жалею что не съездил сюда раньше, когда слово «асфальт» совсем было непонятно монголам. Сейчас уже и южный и северный «коридор» почти заасфальтированы. С одно стороны по гладкому асфальту быстрее попасть красотам, с другой они становится доступнее и теряется вся прелесть преодоления трудностей и достижения результата. Во всех мало мальских поселках уже есть цивилизованные заправки, есть и 92 бензин и дизель. Есть 3G мобильный интернет (но правда только вблизи поселков, хотя бьет он иногда километров на 10). Есть конечно языковой барьер, причем весьма забавный – почти все монголы знают «здравствуй, как дела» и этим процесс общения заканчивается. Больше что либо сказать или понять невозможно. Хотя «все буквы русские» прочитать и хоть как то понять смысл невозможно. Английский практически тоже непонятен монголам, хотя в крупных поселках особенно молодые девушки неплохо говорят по английски. Язык жестов особенно в плане выяснения дороги тоже весьма условен. Но в общем и целом объяснится конечно можно.

Горы перед пустней Гоби по  дороге от Баян-Цаган
Горы перед пустней Гоби по дороге от Баян-Цаган

«Городская» Монголия мне почему то напомнила помесь китайской провинции (только без современного цементно бетонного урбанизма) с советским прошлым (оно иногда проскакивает в архитектуре зданий, автомобилях). Монголы как впрочем, и все азиаты хитры, особенно при торговле, весьма наглы и бесцеремонны, но гораздо более цивилизованы чем китайцы. В них чувствуется какое то внутреннее спокойствие и уверенность.

Буддийский монастырь в городе Хархорин
Буддийский монастырь в городе Хархорин

Что касается мест силы конечно же мы их нашли. И не одно. Они по всюду. На озерах с плывущими облаками, в дальних зарницах над горами, где молнии бьют так далеко что даже не слышно грома, в бесконечной ленте дороги, в пустынных песках и каньонах рек. Иногда просто хотелось сидеть на месте и бесконечно любоваться движением облаков.

Типичная дорога по степи
Типичная дорога по степи
По пути через пустыню Гоби
По пути через пустыню Гоби
Монастырь Эрдэнэ-Зуу
Монастырь Эрдэнэ-Зуу
Вулкан Хорго
Вулкан Хорго

Тем, кто любит сухие цифры поделюсь краткой статистикой.
По территории Монголии мы прошли 3325 км за 10 дней. Еще 4300 км был доезд из Москвы до Ташанты за 4 дня и возвращение через переход Хандагайты (Тыва) через горную Шорию в Новосибирск 1200 км (2 дня). Итого 8825 км за 17 дней.
Нитка маршрута:
Россия: Москва-Кострома-Киров-Пермь-Екатеринбург-Тюмень-Омск-Новосибирск-Барнаул-Горноалтайск-погран переход Ташанта
Монголия: Олгий(Углий) – оз. Толбонуур — Ховд — Алтай — Чандмань — Баян-Цаган – Шинэжингс – каньон Хермен-Цав – Гурвантеэс – Богд – Гучин-Ус – Арвайхээр – Хархорин – вулкан Хорго — Цэцэрлаг – оз. Хяргас нуур – Улаангом
Россия: погранпереход Хандагайте – Ак-Довурак – Абаза – Аскиз – Междуречинск — Новосибирск

Маршрут по Монголии на карте
Маршрут по Монголии на карте

Дизель стоит от 2300 до 2500 тугриков за литр. Курс «плавающий» от 39,5 до 40 тугрика за рубль. Те в пересчете литр дизеля в среднем 61-62 рубля! Эта потеря невосполнима)) За всю поездку потрачено 1328 литров, примерно на 70 тыс руб (с переводом тугрков в рубли). Надо отдать должное Глюку – ни одной поломки за все время путешествия.
Машину отправили из Новосиба автовозом, что обошлось еще в 35 тыс руб + авиабилеты. Один раз ночевали в гостинице, впрочем эти траты несущественны – еда и проживание в Монголии стоят дешево.
Высоты достигали 2700м что в целом не очень хорошо сказывалось как на расходе так и на здоровье. Температуры также колебались резкоконтинентально – от 12 градусов до 49 (по приборам). Впрочем из за легкого ветерка такой плюс переносился не плохо, а вечерние понижения температур мы компенсировали подручными методами))

"Глюк" в каньоне Хермен Цав
"Глюк" в каньоне Хермен Цав
Каньон Хермен Цав
Каньон Хермен Цав

Резюмируя однозначно понимаю, что обязательно вернусь в Монголию еще раз. Может быть не делать кольцо, а пройти только северной часть по горам или наоборот поближе к китайской границе. А может постоять на Хабсугуле или других озерах, или все таки заехать в Улан-Батор. Не посещённых мест силы еще очень очень много. И вам рекомендую отправиться в них и почерпнуть немного силы!
Спасибо всем кто следил и поддерживал нас в этой экспедиции, спасибо моему другу и штурману Родиону за то что разделил тяготы и прелести поездки. И всем удачи вне дорог!

У жерла вулкана Хорго
У жерла вулкана Хорго
Монголия
9793 интересуются